Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1611 of 1766 
Next page End  

Ранние воспоминания имеют сильный эмоциональный компонент. Исслед. автобиографической
П. бывших узников концентрационных лагерей, проведенное Вагегенаар и Греневег, показывает, что
события 50-летней давности хорошо вспоминались, но при этом имеет место подавление эмоционально
нагруженных впечатлений специфического характера, а именно деталей ситуаций, в к-рых они были
непосредственными свидетелями пыток, убийств и сами были жертвами жестокого обращения
надзирателей. Др. словами, сила эмоционального заряда личного опыта не яв-ся гарантией против
забывания.
Что касается более обычных уровней возбуждения, то автобиографические данные согласуются
с данными эксперим. исслед., в к-рых эмоциональные слова и образы достаточной силы вспоминаются
лучше, чем неэмоциональный материал, а тж с теорет. предположением Познера, что Э. повышает
уровень бдительности, и с т. зр. Уолкера, что сильное возбуждение в ходе ассоциативного процесса
приводит к более прочному запоминанию. Предположительно лучшее сохранение м. б. следствием
лучшего научения или более прочного запоминания, либо того и др. вместе.
Гипотеза Уолкера включает идею временного торможения вспоминания сразу после сильного
возбуждения, и Кляйнсмит и Каплан получили рез-ты, поддерживающие эту т. зр. Испытуемым
предъявлялись восемь слов к-рые вызывали различную степень возбуждения, измеряемого по величине
кожного сопротивления (КГР) (напр., такие слова, как «изнасилование» и «рвота», «танец» и
«плавание», использовались в качестве стимулов для реакций, обозначаемых цифрами от двух до
девяти). Вызывавшие низкое возбуждение слова вспоминались лучше, чем вызывавшие высокое
возбуждение, сразу после их предъявления, однако по прошествии 45 минут и впоследствии вызвавшие
высокое возбуждение слова вспоминались гораздо лучше. В ряде аналогичных исслед. подтвердилось
лучшее вспоминание вызвавших высокое возбуждение стимулов при длительной отсрочке их
воспроизведения, однако не было обнаружено ухудшения в их вспоминании при коротких интервалах
отсрочки воспроизведения. В случае упомянутых выше жизненных воспоминаний источником Э. или
возбуждения являлся стимул, в ответ на к-рый что-то вспоминалось. Однако практически те же самые
рез-ты были получены Вайнером и Уолкером в эксперименте на заучивание списка парных ассоц. при
использовании ими удара электрическим током в качестве отрицательного стимула или небольшой
суммы денег за правильное воспроизведение в качестве положительного стимула. Т. е. запоминание
оказывалось лучшим при использовании стимулов, чем при их отсутствии, усиливалось с увеличением
ценности стимула и демонстрировало еще большую выраженность при увеличении отсрочки
воспроизведения по мере увеличения аффекта. Берлайн и др. тж манипулировали возбуждением с
совершенно независимым агентом, используя с этой целью белый шум, и обнаружили, что белый шум,
подававшийся через наушники в процессе тренировки, улучшал воспроизведение, особенно при более
длительных интервалах сохранения.
Бауэр с сотрудниками широко исследовали феномен зависимости вспоминания от возврата
эмоционального состояния. Этот феномен характеризуется улучшением вспоминания, если состояние
субъекта в момент вспоминания совпадает с его состоянием во время научения. После неск. начальных
успешных экспериментов, в к-рых испытуемые, находившиеся и в ситуации научения, и в ситуации
воспроизведения в веселом настроении (или оба раза в грустном настроении), демонстрировали лучшее
вспоминание в сравнении с испытуемыми, находившимися в ситуации научения в противоположном
настроении, последовала серия неудач, заставившая Бауэра и Мэйера прийти к выводу, что зависимость
вспоминания от возврата состояния яв-ся ненадежным феноменом, по крайней мере в лабораторных
условиях.
Блэйни в обзоре исслед. аффекта и Э. проводит различие между воспоминанием, обусловленным
возвратом состояния и обусловленным конгруэнтностью состояний, утверждая, что материал лучше
заучивается и удерживается, если эмоциональный тон материала конгруэнтен настроению субъекта в
процессе его запоминания и/или воспроизведения. В случае автобиографических воспоминаний, как
считает Блэйни, эти два эффекта часто суммируются, что, в частности, может объяснять сравнительно
легкий доступ к автобиографическим воспоминаниям. В целом, исслед. влияния настроения на память,
по-видимому, дают более четкие рез-ты, если вызываемые эмоциональные состояния оказываются
достаточно интенсивными.
Ярким примером тормозящего влияния Э. на выполнение тестового задания яв-ся феномен
тестовой тревожности. Для тех, кто наиболее подвержен беспокойству и эмоциональности при
написании контрольных работ или сдаче экзаменов, должно быть справедливо следующее: диапазон
охватываемых вниманием признаков сужается, и обработка информ. идет, в основном, на уровне физ.
Hosted by uCoz