отсутствие или тяжесть расстройства определяются для каждого случая выборки и связь между
параметром и расстройством может быть определена одним из двух способов: а) на основе данных о
наличии, отсутствии или тяжести расстройства в различных подгруппах населения, различающихся по
изучаемому параметру; б) на основе данных о наличии, отсутствии или тяжести симптомов у лиц с
диагностированным расстройством по сравнению с не заболевшими.
Исслед. методом «случайконтроль» сходны с исслед. заболеваемости в том отношении, что
они выявляют корреляции между показателями имеющихся симптомов и др. переменными или
параметрами. Для каждого случая наблюдения определяется наличие или отсутствие расстройства и его
систематические связи с др. факторами и параметрами. Обычно после начального процесса изучения
отдельных случаев подбирается адекватная контрольная группа (или группы) лиц, у которых
отсутствует данное расстройство. В целях вычисления корреляций исследуемых параметров с
изучаемым расстройством производят сравнение группы заболевших с контрольными группами для
выявления разницы в наличии или выраженности искомого параметра.
Когортные исслед. предпринимаются для более пристального изучения факторов, связанных с
возникновением расстройства. В определенное время подбирается группа лиц с отсутствием данного
расстройства. В этой когорте замеряются определенные параметры и затем группа подвергается в
разные промежутки времени обследованиям с целью выявления изучаемого расстройства. Корреляция
интересующего исследователей параметра с расстройством определяется путем расщепления изучаемой
популяции на подгруппы в зависимости от наличия или выраженности параметра при начальном
исследовании и путем сравнения частоты возникновения заболевания в сформированных подгруппах.
В действительности резкую границу между описательными и аналитическими исслед. провести
часто трудно. Тщательно спланированное и проведенное описательное исслед. может дать четкое
подтверждение специфической гипотезы. Аналитическое исслед., сфокусированное на специфической
гипотезе, может попутно дать описательный материал, представляющий значительный интерес.
Специальные вопросы в эпидемиологии психических расстройств. Трудности, присущие
диагностике психич. расстройств, усугубляются в совр. американском об-ве, когда изучению
подвергаются представители различных меньшинств, являющиеся выходцами из других, не зап.
культур. Психиатрические эпидемиологи давно установили, что многие психич. расстройства
проявляются в качестве паттернов мышления, эмоций или поведения, отличающихся от
преобладающих в данной культуре представлений и ожиданий, в связи с чем внешние проявления
такого мышления, эмоций и поведения могут негативно восприниматься окружающими. Различия в
культурных нормах и ожиданиях, предъявляемых к членам данной группы, определяют то, что
адекватные для данной культурной среды стереотипы поведения могут восприниматься как проявления
патологии в иной среде. Этим вопросам посвящены некоторые из наиболее интересных исслед. в
истории Э. п. р.
Значение эпидемиологии для психиатрического здравоохранения. Ценность правильно
проведенного эпидемиологического исслед. для построения теории и для терапевтической практики в
психологии бесспорна. Обоснованные данные эпидемиологических исслед. имеют фундаментальное
значение для ориентации психиатрического здравоохранения на помощь тем лицам, для к-рых более
всего вероятно возникновение данного заболевания, в тех географических зонах, где возникновение
расстройства наиболее вероятно и тогда, когда оно имеет наибольшую вероятность появиться в
отдельном случае. Валидная эпидемиологическая информ. помогает правильно ориентировать
диагностический процесс в каждом отдельном случае и помогать в выборе адекватных и эффективных
стратегий вмешательства. Надежная эпидемиологическая информ. имеет также большую ценность для
эффективного планирования развития учреждений психиатрического здравоохранения. Предоставляя
информ. об этиологии психич. расстройств и выдвигая новые гипотезы об их происхождении, течении и
последствиях, эпидемиологические данные вносят фундаментальный вклад в теорию понимания и
лечения психич. заболеваний.
См. также Диагнозы, Контроль переменных, Методы эмпирического исследования, Обзоры,
Полезависимость, Экологическая валидность
Э. Спейн
Эпилепсия (epilepsy)
Этот термин происходит от древнегреческого слова, означающего «неожиданно быть
охваченным»; отсюда эпилептический эпизод называется судорожным приступом. Приступ
|