против рефлексологии Бехтерева, доказывая, что изучение психической деятельности необходимо хотя
бы потому, что она отличает людей от более низкоорганизованных животных. Однако, он отвергал
интроспекцию как метод.
Газри Эдвин /
Guthrie, Edwin R. (18861959). Газри автор одной из теорий научения. Он
утверждал, что научение это просто образование SR (стимулреакция) ассоциации по смежности.
Гален / Galen (около 130200). Гален систематизировал существовавшие в то время знания по
медицине, анатомии и патологии личности в виде общей теории личности (гуморальной теории).
Галликсен Гарольд /
Gulliksen, Harold О. (р. 1903). Галликсен занимался математической
психологией. Как инспектор по социальным наукам, он входил в состав группы, разрабатывающей
объективные тесты по университетским учебным курсам.
Галль Франц Иосиф / Gall, Franz Josef (17571828). Галля считают пионером в составлении
карты головного мозга или мозговой локализации функций. Однако, исходная предпосылка френологии
была признана несостоятельной, когда обнаружилось, что топография черепа и мозга не согласуются
между собой.
Гальвани Луиджи / Galvani, Luigi (17371798). Гальвани исследовал электрические явления в
живых организмах. Его работа стимулировала многие последующие открытия в понимании
электрических явлений в живых организмах.
Гальтон Фрэнсис / Galton, Francis (18221911). Гальтон внес плодотворный вклад в целый ряд
областей, включая классификацию отпечатков пальцев, генетику, статистику, антропометрию и
психометрию. Он был первым ученым, четко сформулировавшим вопрос о роли природы и воспитания
в развитии.
Гамильтон Уильям /
Hamilton, Sir William (17881836). Выступая против английских
ассоцианистов, Гамильтон считал первым принципом психологии единство и активность человеческого
разума.
Ганье Роберт /
Gagne, Robert M. (р. 1916). Ганье провел серию исследований, посвященных
приобретению и дифференциации моторных и сенсорных навыков. Кроме того, он идентифицировал
иерархии обучения, в частности иерархию обучения математике.
Гарсиа Гуиллермо Давила / Garcia, Guillermo Davila (1902 1968). Основной интерес Гарсиа
как исследователя и преподавателя лежал в области психопатологии. Он основал первую
латиноамериканскую группу кросс-культурных исследований.
Гарсиа Джон / Garcia, John (19171986). Гарсиа известен своими исследованиями механизмов
избирательного и адаптивного научения, а также работами по модификации хищнического поведения
путем выработки условнорефлекторных реакций отвращения на вкусовые раздражители.
Гартли Дэвид / Hartley, David (17051757). Гартли считают основоположником английского
ассоцианизма. Он был одним из самых первых физиологических психологов, пытавшимся связать
ассоциации представлений с вибрациями мозгового вещества.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих / Hegel, George Fridrich (1770 1831). Гегель считал
первоосновой всего разум (reason), а не опыт. Современные понятия самосознания, самоактуализации,
роста сознания и обращения к себе все это прямые следствия неогегельянского идеализма.
Гезелл Арнольд / Gesell, Arnold L. (18801961). Гезелл оказал сильное влияние на практику
воспитания маленьких детей в 19401950-х гг. Он придерживался строго конституционального или
физиологического подхода, в котором факторы культуры и научения играли незначительную роль.
Гельмгольц, Герман фон / Helmholtz, Hermann von (18211894). Гельмгольц дал
математическое обоснование закона сохранения энергии. Он повлиял на экспериментальный подход к
психологическим проблемам, особенно в области изучения восприятия и ощущения.
Гербарт Иоганн Фридрих / Herbart, Johann Friedrich (1776 1841). Гербарт считал, что
разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию
идею количественного анализа души и оказал влияние на Вундта и Фрейда через свою книгу
«Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике», содержащей понятие сил
противодействия (между представлениями).
Геринг Эвальд /
Hering, Ewald (18341918). Геринг отстаивал теорию нативизма, согласно
которой сетчатка глаза изначально наделена способностью пространственного видения, и поэтому мы
можем судить о пространстве и глубине, не обращаясь к опыту.
Г¸те Иоганн Вольфганг / Goethe, Johann Wolfgangn von (1749 1832). Г¸те создал теорию
цветового зрения и оказал немаловажное воздействие на взгляды Зигмунда Фрейда. Г¸те сомневался в
возможностях экспериментирования, но безоговорочно доверял интуитивному наблюдению.
|