Аристотелевский способ научного мышления. В системе мышления Аристотеля особое место
отводится «локальному определению» (local determination). Причинность заключена в собственной
природе объекта, а не в окружающей среде. Среда служит лишь источником «возмущений», к-рые
время от времени изменяют поведение объекта. Кроме того, аристотелевская логика придает главное
значение дихотомии, как это имеет место в разграничении небесных и земных процессов, используемых
в физике Аристотеля. В психологии подобный подход проявился в виде тенденции к
противопоставлению людей, которые рассматривались как нормальные либо анормальные, как умные
либо лишенные разума и т. д. Другой особенностью этого способа мышления является его акцент на
оценочных понятиях: некоторые формы движения, такие как круговое или прямолинейное, оценивались
как «хорошие» или «высшие». В совр. психологии эта особенность находит отражение в тенденции
проводить границу между нормальным и патологическим поведением.
Галилеев способ научного мышления. В отличие от аристотелевской галилеева научная логика
подчеркивает интерактивную природу объекта и его среды. Для физиков, мыслящих в галилеевой
парадигме, причина поведения объекта заключена не в его предрасположениях, а в функциональных
отношениях этих предрасположений и окружающей среды. Галилеева логика требует рассматривать
поведение объектов и людей как ситуационно-специфичное. Согласно этой логике, первейшей задачей
является изучение условий, при которых происходят определенные события или действия. Кроме того,
эта форма логики подчеркивает непрерывный характер переменных и является безоценочной. Люди не
делятся на два типа: нормальных и анормальных; скорее существуют степени нормальности, так же как
существуют уровни интеллекта.
См. также Философия науки
М. Гринберг
Галлюцинации (hallucinations)
Г. традиционно определяется как ложное сенсорное впечатление. Слово «ложное» в этом
определении указывает на отсутствие внешнего набора референтов, к-рые объясняли и подтверждали
бы стороннему наблюдателю описание события индивидуумом. Сновидение рассматривается нек-рыми
как общеизвестный пример галлюцинаторного опыта, сопровождающегося при засыпании у нек-рых
людей гипнагогическими Г., а при пробуждении гипнопомпическими Г.
По различным оценкам, от 1/8 до 2/3 нормальной популяции имеют Г. при пробуждении. Это
явление обнаруживается тем чаще, чем шире оно исследуется, причем тактильные Г. регистрируются
значительно чаще, чем слуховые. Наличие Г. совсем не обязательно указывает на психопатологию.
Поузи и Лош доказали это на основе данных интервью и результатов MMPI,
взяв в качестве
испытуемых 375 студентов своего колледжа. Эти авторы обнаружили, что наиболее частые слуховые Г.
представлены случаями, когда находящийся в одиночестве человек слышит голос, зовущий его по
имени (36%), и когда человек слышит свои собственные мысли, как если бы они произносились вслух
(39%).
У детей дошкольного возраста Г. могут быть составной частью нормального развития. Шрейер и
Либоу установили, что дети в возрасте от 2 до 5 лет, имевшие фобические Г., отличались ровным,
веселым настроением и независимостью.
У большинства нормальных людей и психич. больных типичная картина фаз развития Г. состоит
из: а) реакции испуга при столкновении с конкретным сенсорным впечатлением, б) организации
(совладания) и в) стабилизации.
Распространенность, характер и частота переживания Г., по-видимому, опосредуются культурой.
Среди культурных групп стран третьего мира в особенности населения африканских, западно-
индийских и южно-азиатских стран Г. встречаются чаще, чем у жителей промышленно развитых
стран. В США афро- и испано-американцы сообщают чаще о слуховых Г., чем белые американцы, что
ведет к повышенному риску постановки ошибочного психопатологического диагноза. Судя по
опубликованным данным, говорить о гендерных различиях нет оснований.
В отношении непсихиатрических популяций известно, что вызывающими Г. факторами
являются: а) истощение организма, как на последней стадии цикла ОАС (общего адаптационного
синдрома); б) лишение сна; в) соц. изоляция и отвержение; г) тяжелая реактивная депрессия; д)
ампутация конечностей, как при восприятии фантомной конечности с кинестетическими ощущениями;
е) медикаментозное лечение и ж) вторичные последствия интоксикации, вызванной галлюциногенами
(напр., ЛСД, мескалином, псилоцибином) и др. наркотическими веществами (напр., морфином,
|