опыт работы с определенными категориями пациентов.
См. также Гештальт-психология, Психотерапия, Методики психотерапии
Т. Гласс
Гиперактивность (hyperactivity)
Термин «Г.» используется для количественной и качественной характеристики особенностей
двигательного поведения или подвижности, неспецифического симптома при различных мед. и
поведенческих расстройствах и часто встречаемого синдрома детской психопатологии, впервые
идентифицированного более 100 лет назад. При наличии такой широты понимания неудивительно, что
ведутся споры относительно правильного использования этого термина, а тж ряда синонимически
используемых смежных терминов и концепций.
«Уровень активности» является одной из категорий темперамента конституционально
обусловленных качеств реагирования, проявляющихся в зримой и постоянной форме с момента
рождения (а возможно, и до него). Как таковой, параметр уровня активности характеризует
индивидуальные различия между людьми, имеющие существенное значение для их развития и адапт.
Как статистическая или клиническая крайность, Г. имеет особое значение для проблем, возникающих в
ходе развития и адапт. Если активность не является оптимальной или если она не соответствует
ожиданиям соц. окружения, высокий уровень активности, или Г., может идентифицироваться или
рассматриваться в качестве поведенческой проблемы или симптома.
Несмотря на частое употребление термина в этом смысле, Г. в действительности не представляет
собой синдрома в техническом смысле слова. Отдельные стили поведения и сочетания факторов не
образуют единообразного комплекса, нет тж убедительных доказательств наличия общей этиологии
оба эти аспекта являются непременными характеристиками понятия «синдром». С одной стороны, Г.
как симптом является частью др. синдромов, с др. стороны вполне вероятно, что сегодняшний синдром
Г. когда-нибудь будет разделен на отдельные различные синдромы.
Распространенность синдрома оценивается на данный момент в рамках от 0,01 до 3%, хотя были
сообщения о верхнем уровне в 11%. Мальчики заболевают намного чаще девочек, соотношение здесь
ориентировочно равно 10:1. Различия в данных о распространенности вызваны несходством критериев
и проблемами надежности диагностики. Недавние исслед. показали, что расстройство появляется в
дошкольном возрасте; есть данные о возможности обнаружения синдрома Г. на поздних сроках
беременности. После подросткового возраста расстройство диагностируется по таким стойким
симптомам, как нарушение внимания и импульсивность.
Этиология расстройства остается неясной, клинические и эмпирические обоснования есть у
различных гипотез. Определенное признание получили гипотезы генетического, органического, психол.
и средового происхождения. Авторы психол. гипотез указывают на определенные стили воспитания и
обучения детей. К факторам окружающей среды относятся такие токсины, как свинец, радиация,
связанная с бытовым люминесцентным освещением, пищевые добавки и эффект, производимый на
плод курением и алкоголизацией матери. Наиболее вероятной представляется многофакторность
этиологии.
Диагностика и лечение расстройства столь же разнообразны, сколь и гипотезы о его
происхождении. Нейропсихологические, психол. и психопедагогические подходы обычно
идентифицируют расстройство в концептуальных рамках каждого из них. В клиническом обследовании
применяются разнообразные электроэнцефалографические, телеметрические и электрофизиологические
методы, более близко ориентированные на такие параметры расстройства, как концентрация внимания
и активация ЦНС. Всестороннее мультидисциплинарное обследование представляется в особенности
желательным при диагностике ГРДВ.
Психофармакологическое лечение такими стимуляторами, как метилфенидат или
декстроамфетамин, является наиболее распространенным, эффективным, но все же спорным подходом.
В соответствии с прежним понятием о множественности синдромов лекарственное лечение в нек-рых
случаях оказывается весьма успешным. В целом признается, что изолированная фармакотерапия даже у
этих детей может не оказаться достаточной для воздействия или на первичные расстройства, или на
вторичные реакции ребенка и значимых др. Поэтому консультирование, руководство, модификация
поведения и психопедагогические вмешательства должны рассматриваться в качестве необходимых
вспомогательных средств в дополнение к лекарственной терапии.
См. также Органические синдромы, Школьная адаптация
|