консенсуса экспертов, что сделало возможным эмпирическое исслед. гипнотических состояний. Шкалы
основаны преим. на объективных оценках поведенческих реакций на внушения, градуированных по
степени трудности и отражающих широкую гамму субъективных ощущений, возникающих под
действием внушения во время Г. У примерно 30% здоровых лиц и стационарных психич. больных
отмечается высокий уровень гипнабельности, в то время как у 1025% способность входить в
состояние Г. весьма ограниченна.
Характеристики гипноза
Методологическая сложность совр. научных исслед. Г. значительна, поэтому они имеют
значение для общей теории психологии.
Изучение Г. много дало для оценки разнообразных феноменов: субъективных переживаний,
словесных отчетов, границ продуктивности человека, внимания и сознания, влияния социально-
психологических факторов на психол. эксперимент и клинические приложения.
Уникальной характеристикой, обычно отсутствующей у неспособных впадать в состояние Г.
лиц, к-рых попросили притвориться загипнотизированными, является трансовая логика, или
способность переносить логические несоответствия. Напр., загипнотизированному индивидууму
внушают, что его друг Джо сидит слева от него на стуле, в то время как тот в действительности сидит
справа от него. Загипнотизированный индивидуум будет реалистическим образом разговаривать со
своей «галлюцинацией». Если экспериментатор обратит его внимание на то, где на самом деле
находится реальный Джо, он спокойно будет продолжать поддерживать двойственность реального и
«галлюцинаторного» восприятия. Если его спросят, он легко сможет определить, что из того, что он
видит, является галлюцинацией спокойно продолжая воспринимать ее. При отсутствии истинного
состояния Г. индивидуум будет отрицать существование реального Джо или «галлюцинация» исчезнет.
На одном уровне человек знает, что реальность существует, но на др. уровне от нее можно отказаться,
без усилий погрузившись в мир фантазии. Хотя искаженный и вымышленный материал может быть
важным для терапии, было бы ошибкой использовать Г. для целей судебно-психиатрической
экспертизы, поскольку сообщения загипнотизированного индивидуума необязательно правдивы. В
состоянии Г. люди могут лгать так же легко, как и в бодрствующем состоянии. Г. может играть важную
роль в контроле болевого синдрома. Гипнотическое обезболивание лучше всего может быть понято как
два разных процесса: а) прямой эффект Г. на модуляцию боли на сенсорном, физиолог. или
первичном уровне (нек-рые недавние данные свидетельствуют о том, что эндорфины здесь не
участвуют в отличие от др. методов обезболивания, включая акупунктуру); б) плацебо-эффект,
наблюдаемый благодаря специфическому контексту, в к-ром происходит Г., вне зависимости от уровня
гипнабельности индивидуума.
Эти характеристики Г., при к-ром гипнотизированный субъект настроен на множественные
когнитивные пути и способен с легкостью искажать реальность, продолжая осознавать ее наличие на
др. уровнях сознания вместе с высокой стабильностью действия гипноза, даже в течение неск. лет,
привели мн. исследователей к мысли, что у нек-рых людей есть склонность к погружению в Г.
Типичный гипнабельный индивидуум способен полностью погружаться во внушаемый материал (т. е.
погружаться в мир воображения или эмпатически отождествлять себя с персонажем в пьесе или
фильме) и испытывать его эмоции. Он, как маленький, общается с товарищами по играм.
Гипнабельные субъекты способны произвольно манипулировать памятью. Хорошо
гипнотизируемые субъекты имеют прекрасную память, в особенности на события, происшедшие много
лет назад. Гипнабельный субъект быстро засыпает ночью и имеет комплекс др. характеристик, вместе
определяющих индивидуально специфичный параметр «контроля сознания», или базисное
индивидуальное отличие в когнитивной гибкости. Этот параметр гибкости означает, что гипнабельный
индивидуум имеет преимущество при лечении расстройств привычек и специфических симптомов.
Гипнабельность является достоверным прогностическим фактором избавления от психич. заболеваний
и способности отказаться от симптомов.
Клинический гипноз
Г. все шире используется в качестве вспомогательной терапевтической модальности, что связано
с принятием возможности его использования и улучшением учреждений для практ. подготовки
специалистов. Г. это технический прием, а не наука или лечение. Он должен быть частью
специализированных навыков профессионала в той области, в к-рой он компетентен. Как и при любом
вспомогательном методе, иск-во врача знать, что лечить, когда не лечить, возможные побочные
эффекты и осложнения определяет безопасность использования и эффективность технического
приема.
|