Navigation bar
  Print document Start Previous page
 243 of 1766 
Next page End  

общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся
представители психологии личности и др. гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри
Мюррей, Гарднер М¸рфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер,
представлявшая европейскую традицию исслед., к-рую позже стали называть «перспективой времени
жизни» (или «перспективой жизненного пути»); Жак Барзун и Рене Дюбуа — представители гуманизма
в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие
интеллектуальными лидерами этого движения.
Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер Г. п. и по сей день остаются ее
самыми уважаемыми фигурами. С т. зр. Роджерса, функционирование человека предполагает наличие
внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными
превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение
«терапевт—клиент» характеризуется безусловным положительным принятием, правильным
эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с
изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую
модель мотивации человека, согласно к-рой физиолог. потребности должны быть удовлетворены
прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в
принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали
самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли
романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только
испорчен об-вом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека
противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о
податливости человека средовому программированию.
Находясь под сильным влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п.
европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили
американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в
более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное
внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса,
придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека,
закрепилась слава «феноменологического».
Влияние контркультуры
Образование Г. п. как «Третьей силы» практически совпало с возникновением контркультуры
«детей цветов» и употребляющих наркотики «хиппи» — феномена 60-х.
В психол. аспекте, контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям Г. п. Прежде всего ее
отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя
взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и
сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным
отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди
несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и
акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти
стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений.
Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не
связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед
собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии
здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм,
проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в
полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении
наркотического «кайфа».
Основатели Г. п. не стояли на позициях «антинауки». Они скорее стремились выправить уклоны
бихевиоризма и психоан., чтобы создать психологию, более правдиво отражающую челов. жизнь и
более полезную для ее улучшения.
Движение групп встреч
Движение групп встреч, к-рое оказалось в центре внимания Г. п. в 60—70 гг., имело несколько
источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, к-рый
до 1920 г. писал о психол. «встречах» (encounters соприкосновениях, столкновениях) и использовал в
практике спонтанный театр психодрамы (его термин), к-рый он впоследствии продвигал в Америке в
качестве психотерапевтического метода. Др. источником был тренинг сензитивности, созданный
Hosted by uCoz