Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем «теории поля» в психологии. Он,
фактически, является создателем совр. американской соц. психологии и, кроме того, автором методики
практ. обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения т. н.
«самообучающихся групп» (self-studying groups), в к-рых психолог исполняет роль не «руководителя», а
«фасилитатора» (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам
группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической
соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по
мере ее становления. Нек-рые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч.
Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском ин-те ее главным
разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в к-ром терапевт играет самую активную роль,
используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить
участников на целостном эмоциональном переживании «здесь и сейчас».
В Эсаленском ин-те такая «интенсивная работа в группах», оркестрованная в соответствии с
принципами гештальта, обычно в форме «уик-энд марафонов», тж сочеталась с методиками
телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, нек-рыми формами массажа,
медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий. Алан
Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для
психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения.
Трансперсональная психология
Границы Г. п. оказались тесными для иррационалистических, мистических тенденций,
прорывающихся из контркультуры. Внутри гуманистического движения, не отвергая его, развилась
концепция «трансперсональной психологии», к-рая открыто признавала свое тяготение к суфизму и др.
формам мистицизма и сосредоточивалась на гипотетических процессах, связывающих индивидуальные
сознания с духовным океаном, с к-рым они сообщаются, отголоски идей, высказанных в свое время
К. Г. Юнгом. Г. п. как общественное движение реагировала т. о. на недостаток в нашей культуре веры,
надежды и милосердия, но этой своей реакцией она ставила себя в положение религии и тем самым
теряла контакт с психологией как наукой.
Другие аспекты гуманистической психологии
Гуманистическое движение не было целиком поглощено Эсаленом и группами встреч;
необходимо отметить и др. его направления, существовавшие в то время. Среди них следует назвать
логотерапию Виктора Франкла религиозно-экзистенциалистскую версию психоан. (во многом
напоминающую подход Ролло Мэя), придающую особое значение челов. потребности поместить смерть
и страдание в некий смысловой контекст, с к-рым можно жить, причем даже в крайне тяжелом
положении. Сюда же относится трактовка Амадео Джорджи феноменологической философии Мерло-
Понти: своего рода философская Г. п., почему-то так и не ставшая элементом «фасада»
гуманистического движения. Еще одна мировоззренческая концепция это интерпретация Дэвидом
Бэкеном диалектически связанных принципов действия (agency) и общности (communion).
Движение породило собственных критиков. В частности, Ричард Фарсен, в прошлом ученик,
сотрудник и единомышленник Карла Роджерса, возражал против бездумного преклонения перед
терапевтическим трюкачеством, к-рое, на его взгляд, разлагало Г. п. Были также попытки
«одомашнить» движение, вернуть его в лоно академической научной психологии, реформируя на ходу
саму академическую психологию в гуманистическом направлении. Психологи тж пытались преодолеть
противоречия между механистической бихевиористской психологией и Г. п. Однако практ. сближение
академической и гуманистической психологии не разрешило вопросов филос. характера, лежащих в
основе их спора. В лагере бихевиористов Альберт Бандура расширил рамки своей теории соц. научения
с тем, чтобы она отвечала основным гуманистическим интересам. В результате он создал теорию
реципрокного детерминизма, в к-рой ему удалось учесть самоконтроль и личную инициативу при
образовании окружающей среды человека.
Секулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии
Г. п. как общественное движение упорно обходила вниманием магистральный путь психол.
мысли, получивший отличные «рекомендательные письма» от европейских гуманистов, а именно
психологию «секулярного гуманизма». Концепция секулярного гуманизма лучше всего поддается
толкованию в рамках экзистенциалистской традиции гуманистической мысли. Человек, по
утверждению Паскаля, «мыслящий тростник», слабейшее из творений природы, и потому
нуждается в Благодати Божией. В духе противоположной традиции секулярного гуманизма Шекспира и
Монтеня Ницше в XIX в. и Сартр в XX в. предложили экзистенциалистские, если судить по
|