фокусировку, предубежденность, ограниченность мыслительных категорий, оторванность мышления от
действительности, приверженность необычным идеям, необоснованные предпосылки, нереалистичные
ожидания и помыслы, неточную оценку событий. Все это результат неспособности проводить
адекватное перцептивное различение.
Способ интерпретации. Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информ. о том,
что должно быть изменено.
Нек-рые интерпретации чел. охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное
разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Др. интерпретации
встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, к-рые угрожают
самооценке или чувству самоконтроля. Адлерианцы часто облекают интерпретации в
предположительные формы, напр. «возможно, ...» или «могло ли быть, что...?», давая возможность чел.
не согласиться. Здесь могут быть использованы подходящие примеры из литературы, метафоры или
афоризмы, чтобы помочь чел. в самораскрытии.
Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто
делает для чел. невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий.
Распознавание своих ошибочных предположений помогает чел. начать правильно строить свою жизнь и
разработать более эффективные копинг-стратегии.
Отношение «терапевтпациент». Терапия это диалог, требующий сотрудничества. Первая
задача терапевта наладить значимое сотрудничество с пациентом. Используя желание пациента
получить помощь, терапевт ведет себя как заинтересованный друг, показывающий, что он понимает и
принимает его таким, какой он есть. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной
окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении
им чувств пациента, и включая в свои комментарии позитивную информ. о нем. Демонстрируя свое
сочувствие и тщательно формулируя вопросы, терапевт все глубже проникает в жизнь пациента, его
мысли, чувства, сны, фантазии и проблемы. Полноценные отношения «терапевтпациент»
предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и
открытым для самоисследования.
Перенос. Терапевт ожидает, что при нормальном развитии терапевтического процесса пациент
будет к нему хорошо относиться. Эти чувства он рассматривает как естественную для людей тенденцию
к объединению с другими, когда они вместе работают над общей задачей. Однако, в дополнение к
этому, пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы
решения задач и установления отношений, а тж искаженные предположения и бессознательные
ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в
особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения.
Хотя невроз переноса может сделать возможным дополнительное самообучение, адлерианцы считают
его искусственным продуктом терапии как таковой и негласным соглашением между пациентом и
терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве
случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.
Сопротивление. Феномен сопротивления вызывается целым рядом причин, из к-рых главными
считаются четыре. Самой распространенной причиной сопротивления является неспособность
терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт
выставляет на продажу, покупка не состоится. Вторая причина сопротивления проявление пациентом
девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа
сохранения своей положительной самооценки. Третьей причиной является естественное сопротивление
пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования
(«конструкты»), а четвертой прочно укоренившаяся у нек-рых людей перцептивная установка,
жестко фильтрующая не соотв. ей информацию (ср. «непроницаемые конструкты» Джорджа Келли).
Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему
умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.
Облегчение изменения. Изменение становится возможным благодаря творческой силе
пациента, достаточной вследствие возросшего понимания для реконструирования его перцептивной
системы. Желаемое направление изменения к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее
мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности,
большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому
самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными
(соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного
|