Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 1766 
Next page End  

своего становления, мн. теоретики считают, что независимое от реакции и зависимое от реакции
научение подчиняются одним и тем же законам. Вместе с тем они проводят различие между типами
связей, устанавливаемых в обеих обучающих процедурах. Классическое обусловливание способствует
формированию S—R связей, тогда как инструментальное обусловливание приводит к установлению
R—S репрезентаций. Эта концептуальная схема не имеет под собой прочной эмпирической основы.
См. также Теории научения
Э. Дж. Рикерт
Девиантное созревание (deviant maturation)
Средний возраст, в к-ром американские подростки достигают половой зрелости, бесспорно,
снизился в XX в. Однако в рамках любой когорты рождения нек-рые подростки созревают раньше или
позже среднестатистической нормы. Психол. и поведенческие эффекты, связанные с таким девиантным
созреванием, были предметом значительного числа исслед. Поскольку в этих исслед. практически
всегда обнаруживаются половые различия, дальнейшее обсуждение рез-тов ведется раздельно для
подростков мужского и женского пола.
Что касается подростков-мальчиков, их раннее созревание связано с очевидными
преимуществами. Вероятнее всего, рано созревающий мальчик почти полностью отвечает
существующим в данной культуре экспектациям маскулинности — к примеру, обладает худощавым
мезоморфным телосложением, преуспевает в занятиях спортом и выглядит в глазах взрослых и
сверстников привлекательным, умелым и возмужалым. Как показывают исслед., сверстники, родители
и учителя обычно реагируют на рано созревающих мальчиков повышенными ожиданиями и
положительной обратной связью, что, в свою очередь, отражается в представлениях этих подростков о
себе. Они видят себя уверенными, зрелыми, независимыми и принимаемыми родителями, сверстниками
и др. взрослыми. В отличие от рано созревающих, поздно созревающие мальчики чаще имеют
эктоморфное телосложение (выглядят долговязыми и узкоплечими), не столь успешны в атлетических
видах спорта и кажутся взрослым и сверстникам менее привлекательными, менее мужественными и
менее зрелыми. Эти негативные ожидания отражаются в Я-концепции поздно созревающих мальчиков,
склонных считать себя зависимыми, беспомощными, несостоятельными и отвергаемыми.
В исслед., к-рое провели Массен и Джоунз, было установлено, что у поздно созревающих
мальчиков неск. богаче воображение и они более интроспективны и экспрессивны. Пескин обнаружил,
что эта тенденция приобретает более выраженный характер, когда сравниваемые группы подростков
уравниваются по времени, прошедшему с момента наступления пубертата (пубертатному возрасту).
Пескин сравнивал рано и поздно созревающих мальчиков в разных пубертатных возрастах, напр. в
точке наступления пубертата (0), двумя годами раньше (-2), двумя годами позже (+2) и т. д. Оказалось,
что после пубертата хронологически старший мальчик с отстающим созреванием более любознателен,
склонен к поиску, экспериментированию и интеллектуальным занятиям, тогда как соотв. ему по
пубертатному возрасту мальчик с опережающим созреванием больше ориентирован на общепринятые
цели и обеспокоен соц. вопросами, а именно: как добиться признания и успеха (в частности, в учебе),
как произвести благоприятное впечатление на др. и что надо делать, чтобы не потерять достигнутого.
В неск. лонгитюдных исслед. предпринимались попытки выяснить, насколько вероятны
долговременные последствия различий в сроках наступления пубертата. Будут ли рано и поздно
созревающие мальчики-подростки различаться тогда, когда они станут взрослыми? Установлено, что
различия в частоте социализации сохраняются и во взрослости: рано созревающие мальчики, став
взрослыми, остаются относительно более вовлеченными в жизнь об-ва и озабоченными созданием
благоприятного впечатления о себе у окружающих. Однако, согласно Мэри Кавер Джоунз, поздно
созревающие подростки мужского пола оказываются к концу четвертого десятилетия жизни более
прозорливыми и легче приспосабливающимися к переменам, чем соотв. им возрастные когорты рано
созревающих: поздно созревающие в целом терпимее относились к неопределенности, обнаруживали
большую осведомленность в отдельных вопросах, были более склонны добиваться своих целей через
независимость, а не через конформность, и менее склонны заниматься нравоучениями и проявлять
высокомерное отношение к др.
Что касается девочек-подростков, то эффекты раннего и позднего созревания у них, в известной
степени, противоположны тем эффектам, к-рые наблюдаются у мальчиков. В самом начале
подросткового периода девочки, опережающие др. в физ. развитии, пользуются меньшим признанием
сверстников, менее популярны и имеют меньший соц. вес, чем соотв. им возрастные когорты девочек с
Hosted by uCoz