Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 1766 
Next page End  

Третий вид истории касается изменений понятия «детство», происходящих со временем. Данное
понятие связано с социокультурной историей семьи. Филип Мюллер выделил 4 периода в культурной
истории семьи, соотнеся их с меняющимися взглядами на ребенка.
Первый период: до 1750 г. Рождение и смерть ребенка были «естественными». Не существовало
ни системы родовспоможения, ни достаточно эффективной медицины для поддержания жизни
новорожденных. Поскольку процент младенческой смертности был весьма высок, к детям относились
как к чему-то временному и легко заменимому, а потому не придавали им особого значения.
Предполагалось, что в такой суровой обстановке дети быстро вырастают, и потому с ними обращались
в значительной мере как с маленькими взрослыми.
Второй период: с 1750 по 1880 гг. На детство стали смотреть как на период невинности: детей
начали оберегать от суровых реалий взрослой жизни и считать их, как предлагал Руссо в своем
«Эмиле», особыми существами, со своими собственными потребностями, специфичными для каждой
стадии возрастного развития.
Третий период: с 1880 по 1930 гг. К концу XIX в. начал резко падать уровень рождаемости. С
появлением нуклеарной семьи как осн. воспроизводящей, общественной и культурной единицы
родители стали больше заниматься воспитанием и обучением своих детей. Поощрения и наказания
определялись желанием внушить детям строгие моральные принципы.
Четвертый период: с 1930 г. по настоящее время. Согласно Мюллеру, семья наконец-то
достигла в своем развитии стадии, на к-рой ребенку позволили занять привилегированное положение.
На ребенка больше не смотрят как на легко заменимый, временный предмет потребления, и его больше
не эксплуатируют как дешевую рабочую силу. Если продолжать сравнение, то теперь ребенок приобрел
влиятельное положение «маленького принца», вокруг к-рого крутятся представители разных
профессий, значительная часть рынка услуг и, естественно, большое количество законов. Т. о.,
характеристики семьи и наши представления о том, что значит быть ребенком, изменялись вместе с
изменением демографической структуры населения нашей планеты.
Четвертый вид истории, имеющий отношение к Д. п., — это ее собственная история развития.
Большинство исслед. процессов развития касалось переменных или логических конструктов,
интеллектуальный интерес к к-рым зародился еще в античной философии. Зачатки психологии
сложились в философии и физиологии, и Д. п. не составляет исключения. Древнегреческие авторы
описывали стадии развития и процесс социализации, а тж рассматривали такие практ. вопросы, как
правильное воспитание (и обучение) детей. Однако начало Д. п. как науки можно связать с появлением
«детских биографий», представлявших собой записи точных наблюдений (к-рые часто велись
родителями) за развитием конкретного ребенка.
Совр. влияния на Д. п. связаны с прогрессом в тестировании, а тж с развитием клинических
центров помощи детям и родителям и крупных университетских центров исслед. детского поведения.
Теории в детской психологии
Поначалу теории Д. п. были преимущественно имплицитными. Поскольку на детей смотрели как
на маленьких взрослых, то не было необходимости и в особых логических конструктах для объяснения
их поведения. Вплоть до конца XIX в. и приобретения психологией статуса официальной дисциплины
никаких широко известных теорий поведения ребенка не существовало. Одним из первых детских
психологов был Гренвилл Стэнли Холл, предложивший биогенетическую теорию, согласно к-рой
поведение, в основном, определяется биолог. развитием и генетической предрасположенностью.
Создатель психоан. Зигмунд Фрейд придавал важное значение средовым и особенно соц.
факторам в развитии поведения и личности ребенка. Фрейд одним из первых подчеркнул влияние
раннего опыта на последующее поведение и роль бессознательного в объяснении поведения. Он
постулировал, что люди в своем развитии проходят ряд психосексуальных стадий, к-рые определяются
специфическим способом выражения либидо, или психич. сексуальной энергии.
Жан Пиаже создал, вероятно, главную теорию, претендующую на объяснение когнитивного
развития. Подход Пиаже к когнитивному развитию можно назвать стадиальным, поскольку каждая
последующая ступень развития соотносится со все более сложным способом регистрации и обработки
информ. индивидуумом, а тж ассимиляцией ее в ранее развитые ментальные структуры.
Представители теории научения склонялись к тому, чтобы рассматривать поведение детей как
базирующееся на средовых факторах, а не на факторах организма, и, подобно Фрейду, отводили
организму скорее пассивную, чем активную роль в собственном развитии. Появление теории
социального научения было в известном отношении рез-том стремления объединить
психоаналитические понятия с понятиями классической теории научения.
Hosted by uCoz