справедлив в отношении чел. как вида, приводя к детерминистической номотетической позиции,
принцип неопределенности столь же справедлив применительно к чел. как индивиду, чье поведение
оказывается лишь частично объяснимым на основе предшествующих событий. Иными словами,
полностью предсказать поведение конкретного чел. невозможно.
См. также Эмпиризм, Логический позитивизм, Объективная психология, Физика и науки о
поведении
У. Саттон
Детская и подростковая делинквентность (juvenile delinquency)
Д. и п. д. обычно определяется как запрещенное законом поведение, совершаемое малолетними.
Точный возраст, в отношении к-рого квалифицируется делинквентность, зависит от закона конкретного
штата. Детей до 8 лет, как правило, не заключают под стражу в арестный дом или в дом
предварительного заключения для малолетних правонарушителей, а обычно помещают в приют. В
зависимости от серьезности делинквентного поведения, ребенок может рассматриваться либо как
несовершеннолетний преступник, либо как JINS (малолетний, требующий надзора juvenile in need of
supervision). Поведение из разряда последней категории такое как праздношатание, прогулы уроков,
убегание из дома, нарушение границ чужих владений и неисправимость не считалось бы
преступным, если бы оно совершалось взрослым. Преступность несовершеннолетних включает такие
уголовные преступления, как взлом и проникновение, противоправное проникновение в чужое
помещение с умыслом совершить в нем фелонию или кражу, магазинные кражи, поджоги,
изнасилования и убийства.
Специальный отчет 1981 г. констатировал, что одна треть всех серьезных преступлений
совершается людьми в возрасте до 20 лет. Нет таких этнических, религиозных, расовых групп или
социально-экономических уровней, к-рые бы оказались не затронутыми этим стремительным ростом
проблем несовершеннолетних.
См. также Преступность, Девиантность
Д. Н. Ломбарди
Детская психология (child psychology)
Д. п. изучает личность и поведение детей, обычно с того момента, как родители дают жизнь
ребенку, и до достижения им половой зрелости (пубертата). Хотя нек-рые теоретики и исследователи
включают в определения Д. п. еще и юность, большинство совр. авторов рассматривают период юности
как отдельную область изучения. В прошлом Д. п. имела отношение и к нормальному, и к аномальному
поведению, и за свою историю вобрала в себя как различные теории, так и рез-ты исслед. в области
развития, воспитания и обучения детей, а тж в сфере детской психотерапии и консультирования.
В сферу исследовательских интересов детских психологов входят соц. и эмоциональное
развитие, физ. рост и совершенствование моторного поведения, научение и интеллектуальный рост,
языковое развитие и развитие личности. Одни исследователи ограничивают свою работу рамками
конкретного возрастного периода, такого как младенчество, пренатальный период, новорожденность
или школьные гг. Др. сосредоточиваются на происходящих с возрастом изменениях в таких психол.
конструктах, как познание, социализация, агрессия, зависимость, нравственное поведение, научение или
достижение. Нек-рые темы скажем, языковое развитие, изучались как в аспекте возрастных
особенностей конкретного поведения (напр., словарный запас, характерный для данного возраста,
употребление определенных частей речи и т. д.), так и в аспекте психол. конструктов (напр., языковая
социализация, язык и познание).
В дидактических целях период детства обычно делят на неск. подпериодов, или стадий.
Пренатальный период можно разделить на стадию зиготы (от 0 до 2 недель), стадию эмбриона (от 2
недель до 2 месяцев) и стадию плода (от 2 месяцев до рождения). Аналогично, постнатальный период
можно разделить на младенчество, дошкольный возраст (раннее детство), среднее детство и позднее
детство.
История детской психологии
В связи с Д. п. можно рассматривать, по меньшей мере, 4 вида истории. Онтогенетическая
история история организма от зачатия до смерти составляет основу данных о челов. развитии.
Филогенетическая история относится к эволюционному развитию вида.
|