продолжении раздражения электрическим током происходит медленное снижение возбудимости нерва,
называемое А. Это снижение завершается резким падением возбудимости, когда ток выключается.
После такой процедуры нерв на короткое время становится менее чувствительным к стимуляции, чем
до воздействия на него электрическим током.
Аккомодация в развитии младенца
Термин А. был также использован Жаном Пиаже при описании когнитивного развития
младенцев. А. относится к изменению младенцем концепций и представлений о мире в ответ на новые
впечатления или на опыт, не согласующийся с прежними представлениями.
Ассимиляция означает
включение в когнитивную структуру представлений ребенка элементов опыта взаимодействия с
окружением. Утверждается, что при развитии организованного когнитивного паттерна посредством
процессов А. и ассимиляции формируется схема. Согласно Пиаже, схемы формируются в первые 2 г.
жизни, сенсомоторный период, в течение которого ребенок развивается гл. обр. благодаря
сенсомоторной активности. Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного развития.
См. также Адаптация, Восприятие глубины, Глаз, Восприятие, Теория Пиаже
Б. Б. Мейтс
Аккультурация (acculturation)
А. это процесс, в ходе к-рого чел. усваивает правила поведения, типичные для определенной
группы людей. Понятие «культура» относится к образу жизни людей и охватывает те инструменты или
методы, при помощи к-рых они добывают средства к жизни в окружающей среде. Оно тж охватывает
сеть соц. отношений, соглашений и обычаев, а тж аттитюды или правила, регулирующие отношения со
сверхъестественными или высшими существами. Эти факторы, воздействующие на поведение человека,
определяют способы мышления, выборы и жизненные цели. Обычаи и традиции решения проблем
передаются от одного поколения к другому по каналам семьи и соц. институтов данного об-ва.
Культура продолжает оказывать влияние на людей на протяжении всей жизни. Нек-рые авторы
утверждали, напр. Маргарет Мид в своей книге «Из южных морей» (From the south seas), что
индивидуумы в процессе А. интернализуют нормы и правила конкретной культуры. Такая
интернализация может оказывать глубокое и продолжительное влияние даже на физ.
функционирование людей; более того, она может влиять и на черты характера, передаваемые
следующему поколению, предписывая условия выбора супруга/супруги.
А. как абстракция имеет широкое значение. По отношению к детям А. означает, что они должны
соответствовать тем паттернам поведения, к-рые разделяют и признают их родители. Тем самым
ребенок частично утрачивает свободу выбора вследствие родительских уловок, имеющих целью
заставить его интернализовать предписанные принципы поведения.
Антропологи рассматривают культурные паттерны как неизменные и составляющие часть
личности чел. Рут Бенедикт в работе «Паттерны культуры» (Patterns of culture) подчеркивала, что челов.
поведение становится отражением той культуры, в к-рой вырастает ребенок. Поэтому, в известной
степени, культура предопределяет нашу судьбу: ее пути становятся жизненными путями самого
ребенка. В конечном счете ребенок и взрослый не видят др. пути или образа действий за исключением
того, к-рый диктует данная культура. Чрезмерный акцент на этом понятии не оставляет места для веры
в индивидуальность или свободу за пределами культурных норм и правил.
См. также Кросс-культурная психология, Энвайронментальная психология, Этноцентризм,
Групповая сплоченность, Обряды перехода, Социальная психология
Т. Александер
Активное исследование (action research)
Следует различать три значения термина А. и.:
1) диагностическое исслед., связанное с
определенным текущим аспектом к.-л. актуального процесса (точнее, его последствиями), напр.
отчужденность об-ва, организационная мораль или групповая продуктивность; 2) процедура сбора
данных от участников нек-рой групповой системы и последующее предоставление этим участникам
обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего
вмешательства в текущую деятельность данной группы; 3) процедура, в которой участники некрой соц.
системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или
развивающей деятельности.
|