Диагностическое исследование текущей деятельности
В соц. работе исследователей общественных орг-ций принято проводить опросы по нек-рым
аспектам жизни об-ва и сообщать полученные результаты, а иногда и рекомендации общественным
лидерам или руководителям орг-ций. Консультанты в сфере бизнеса часто проводят исслед. морального
климата в орг-ции или продуктивности и представляют результаты и рекомендации высшему
руководству компании. В исслед. такого рода не предусматривается предоставление обратной связи о
полученных результатах работникам данной системы. Как правило, эти данные оформляются в виде
письменных отчетов, представляемых высшему руководителю, председателю правления или к.-л. иному
руководителю, к-рому подотчетны данные исследователи.
После основания в 1945 г. при Массачусетском технологическом ин-те (МТИ) Центра изучения
групповой динамики (Research Center for Groups Dynamics)
Курт Левин и его сподвижники
концептуализировали и операционализировали два других значения А. и. В то время существовал
огромный интеллектуальный и практический интерес к процессам обратной связи. Норберт Винер,
профессор МТИ, разработал свою систему кибернетики. Активно проводились исслед. в области
разработки управляемых ракет с использованием принципов обратной связи для корректировки
наведения на цель. Левин увидел потенциальную возможность применения этих технологических
разработок в областях соц. исслед. и соц. воздействия.
Эта возможность была реализована в форме тщательно спланированного вмешательства,
вызывающего изменение аттитюда через обратную связь от получаемой информ. В тот же период
возникло еще одно, даже более влиятельное, движение Т-групп, или тренинговых групп, изобретенных
в Национальной тренинговой лаборатории группового развития (National Training Laboratory for Group
Development) в Бетеле (штат Мэн). Вместе со своими сотрудниками Брэдфордом, Бенном и Липпиттом
Левин разработал процедуру обеспечения групп наблюдателем группового процесса, отвечавшим за
предоставление членам группы данных о себе в ходе изучения ими процессов, происходящих в
собственной группе, и влиявшим на их развитие в таких областях, как лидерство, принятие решений,
выявление скрытых проблем, налаживание коммуникации, совершенствование постановки целей и т. д.
На весь период работы каждая группа обеспечивалась 2 наблюдателями. Один из них являлся
наблюдателем-исследователем, к-рый был подотчетен и нес ответственность перед руководителем
проекта и занимался в основном фундаментальными исслед. группового процесса, а другой яв-ся
наблюдателем группового процесса, был подотчетен группе, собирал данные и сообщал результаты
только самой группе.
Эта концептуализация и исследовательские отчеты, свидетельствовавшие о значимости такого
типа обратной связи, привели к разработке программы организационного вмешательства через каналы
обратной связи и исслед., проводившимся Флойдом Манном и др. в Мичиганском ун-те под
руководством Ренсиса Лайкерта. В ходе этих экспериментов проводились опросы в отношении
морального климата в группе и группового функционирования, после чего подразделения компании
получали избирательную обратную связь по полученным результатам с привлечением для этой цели
специально подготовленных руководителей дискуссий, оказывавших помощь в разраб. интерпретаций,
итогов и планов по улучшению существующей ситуации.
Вовлечение группы в процесс сбора данных и осуществление обратной связи
Соц. исследователи, проявляющие повышенный интерес к созданию условий для личностных и
соц. изменений в результате сбора данных и обратной связи, обнаружили 3 преимущества вовлечения
самих членов группы в процессы сбора данных и обратной связи. Во-первых, чем больше люди
вовлекаются в процесс планирования и сбора данных, тем больше они испытывают свою психол.
причастность к этим фактам и тем больше воспринимают их надежность и релевантность при
последующем вмешательстве с целью изменений. Во-вторых, процесс сбора данных,
предусматривающий добровольное участие членов группы, оказывается более экономичным. В-
третьих, обучение членов группы проведению самостоятельного научного исслед. развивает у них
определенную внутреннюю способность к исслед. и саморазвитию, которая продолжает
функционировать в качестве внутреннего ресурса этой группы после прекращения действия внешних
исследовательских ресурсов.
Во многих Т-группах и других типах рабочих групп внешнего наблюдателя группового процесса
сменяет наблюдатель процесса, поочередно выбираемый из состава группы путем ротации. Обычно, для
того чтобы сформировать у группы и ее членов этот тип компетентности, проводится первоначальное
консультирование по процедурам группового наблюдения и техникам обратной связи, после чего
группа начинает сама обеспечивать себя ресурсами по сбору данных и обратной связи в качестве
|