понимают ее причины.
См. также Классная динамика, Ободрение, Школьная адаптация
Л. В. Парадайз
Дифференциальная психология (differential psychology)
Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в
поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к-рые сами
по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более существенно, однако, что Д. п.
представляет собой единственный в своем роде путь к пониманию поведения, ибо отличающий ее
подход состоит в сравнительном анализе поведения при различных биолог. и средовых условиях.
Соотнося наблюдаемые поведенческие различия с известными сопутствующими обстоятельствами,
можно изучать относительный вклад различных переменных в развитие поведения.
Как самостоятельная область психол. науки Д. п. начала оформляться в последней четверти XIX
в. Большой вклад в исслед. индивидуальных различий внес Фрэнсис Гальтон, создав тесты для
измерения сенсомоторных и др. простых функций, собрав обширные данные в разнообразных условиях
тестирования и разработав статистические методы для анализа такого рода данных. Американский
психолог Джеймс Маккин Кеттелл, ученик Вильгельма Вундта, продолжил начатую Гальтоном разраб.
тестов и применил дифференциальный подход в экспериментальной психологии, начавшей
оформляться в самостоятельную область психол. науки.
Первое систематическое описание целей, сферы интересов и методов психологии
индивидуальных различий статья Альфреда Бине и Виктора Анри «Индивидуальная психология» (La
psychologic individuelle)
появилось в 1895 г. Более полное раскрытие релевантных тем и краткое
изложение накопленных к этому времени данных было сделано в работе Уильяма Штерна,
опубликованной в 1900 г. Термин дифференциальная психология,
впервые появившийся как
подзаголовок его книги, в дальнейшем, при ее переиздании, был включен в название, которое звучало
как «Методологические основы дифференциальной психологии» (Die differentielle psychologie in ihren
methodischen grundlagen). Дальнейший прогресс в изучении индивидуальных и групповых различий
тесно связан с развитием психол. тестирования, а также с достижениями в смежных областях, особенно
в генетике, психологии развития и кросс-культурной психологии, которые внесли существенный вклад
в разработку методологии, накопление фактов и развитие понятий Д. п.
Диапазон и распределение индивидуальных различий
Индивидуальные различия в поведенческих характеристиках присущи не только людям, но и
всем представителям животного мира. Результаты изучения поведения различных животных от
одноклеточных организмов до человекообразных обезьян свидетельствуют о том, что разные особи
значительно отличаются друг от друга как по способности к научению, так и в том, что касается
мотивации, эмоциональности и других поддающихся, измерению отличительных особенностей. Эти
различия столь велики, что частичное перекрытие распределений индивидуальных результатов
наблюдается даже при сравнении далеко отстоящих друг от друга биолог. видов.
Хотя в расхожих описаниях людей часто помещают в четко различающиеся категории, напр.
делят их на сообразительных и тупых, возбудимых и спокойных, фактическое измерение любой психол.
черты обнаруживает сильную вариацию индивидов вдоль непрерывной шкалы. Распределения
измерений большинства черт приближаются к колоколообразной нормальной кривой распределения
вероятностей, с наибольшим скоплением случаев около центра диапазона вариации и постепенным
уменьшением числа случаев по мере приближения к его краям. Впервые выведенная математиками в их
исслед. по теории вероятностей, нормальная кривая получается всякий раз, когда на измеряемую
переменную действует большее количество независимых и имеющих одинаковый вес факторов.
Вследствие огромного количества наследственных и средовых факторов, вносящих вклад в развитие
большинства психол. черт, нормальная кривая обычно признается в качестве наиболее подходящей
модели распределения черт, а психол. тесты, как правило, конструируются т. о., чтобы соответствовать
этой модели.
Наследственность и среда
Понятия
Истоки индивидуальных различий в поведенческих характеристиках нужно искать в
бесчисленных взаимодействиях наследственности и среды на протяжении всей жизни чел.
Наследственность каждого чел. состоит из генов, полученных от обоих родителей в момент зачатия.
|