Гены представляют собой соединения сложных хим. веществ, передаваемые по наследству в
хромосомах яйцеклетки и сперматозоида, кот. соединяются, чтобы образовать новый организм. Если в
одном из этих генов возникает хим. недостаточность или несбалансированность, следствием может
стать появление дефективного организма с физической патологией и глубокой умственной отсталостью
(как в случае фенилкетонурии). Однако, за исключением подобных патологических случаев,
наследственность устанавливает широкие пределы для развития поведения, и эти пределы у чел.
значительно шире, чем у находящихся ниже на эволюционной лестнице видов. Чего именно достигнет
чел. в отведенных ему пределах зависит от среды, в к-рой он живет.
Среда представляет собой всю совокупность стимулов, воздействующих на индивидуум от
момента зачатия до смерти, начиная от воздуха и пищи и кончая интеллектуальным и эмоциональным
климатом в семье и ближайшем окружении, а также убеждениями и аттитюдами тех, с кем индивидуум
тесно общается. Средовые факторы начинают оказывать действие еще до рождения индивидуума.
Неполноценное питание, токсичные вещества и прочие пренатальные средовые факторы оказывают
глубокое влияние как на физ., так и на умственное развитие, и последствия этого влияния сказываются
в течение продолжительного периода времени. Такие термины, как врожденный (inborn),
прирожденный (innate)
и присущий от рождения (congenital), нередко используются не по
назначению теми, кто придерживается неверной т. зр., будто все, с чем индивидуум рождается,
получено им по наследству от родителей. Второе распространенное заблуждение заключается в
смешении наследственных и органических состояний. Например, об умственной отсталости,
являющейся следствием повреждения мозга на ранних этапах развития, вполне можно сказать, что она
имеет не наследственное, а органическое происхождение.
Методология
Многочисленные методы, используемые для изучения влияния наследственности и среды на
развитие поведения, можно разбить на 3 группы в соответствии с тремя основными подходами:
отбирающее выведение (selective breeding), контроль опыта (experiential control)
и статистическое
исследование семейного сходства (statistical studies of family resemblances). Отбирающее выведение
для получения определенных поведенческих характеристик было успешно применено к неск. биолог.
видам. Так, была доказана возможность выведения от одной исходной группы двух линий крыс, хорошо
и плохо научающихся проходить лабиринт (т. е., условно говоря, «умных» и «тупых» соответственно).
Однако эти линии не отличались друг от друга по уровню общей обучаемости, поскольку оказалось, что
и «умные», и «тупые» крысы одинаково хорошо справлялись с др. задачами на научение. Еще одно
исслед. этих специально выведенных линий снабдило нас ясным примером взаимодействия
наследственности и среды. Когда крыс выращивали в ограничивающих условиях, особи из обеих линий
столь же плохо научались проходить лабиринт, как и генетически «тупые» крысы, выращенные в
естественной среде. Напротив, обогащенная среда, обеспечивающая многообразие стимулов и
возможностей для двигательной активности, улучшала научение особей из «тупой» линии, и обе
группы теперь проходили лабиринт примерно на уровне достижений «умных» крыс в естественной
обстановке.
В дальнейшем эксперименты по отбирающему выведению были распространены как на другие
биологические виды, так и на другие типы поведения. Особое значение имела разработка методик для
определения индивидуальных различий в поведении таких организмов, как плодовые мушки
Drosophilae. Это дало возможность извлечь немалые выгоды из массы доступной генетической
информации о морфологии дрозофилы, а тж из таких важных преимуществ плодовых мушек, как
быстрая смена поколений и многочисленное потомство. В результате были выведены две линии
плодовых мушек: дрозофилы, к-рые летели на свет, и дрозофилы, улетавшие прочь от источника света.
Второй подход к изучению наследственности и среды имеет дело с поведенческими эффектами
систематических, контролируемых изменений опыта. Экспериментальные исслед. данного вопроса
связаны либо со специальным обучением, либо с блокированием нормального выполнения конкретной
функции. Этот метод часто использовался в опытах с животными для изучения широкого круга
поведения, начиная от плавания головастиков и пения птиц и кончая половым поведением и заботой о
потомстве. Значимые эффекты таких контролируемых манипуляций опытом были обнаружены почти
для всех типов поведения, включ. перцептивные, моторные, эмоциональные и соц. реакции, а тж
научение. Благодаря таким экспериментам удалось установить, что действия, к-рые прежде считались
исключительно «инстинктивными», не требующими никакого научения, напр. строительство гнезда и
чистка шерсти у детенышей крысами, зависят от предшествующего опыта животных. Даже тогда, когда
у животного нет возможности научиться какому-то конкретному действию, интересующему
|