отсталость обычно отождествляется с IQ ниже 70, представленного примерно 23% всего населения.
Решения по поводу окончательного диагноза и возможного лечения для каждого конкретного случая
основываются не только на величине IQ, но на всестороннем изучении интеллектуального развития
индивидуума, истории его обучения, соц. компетентности, физ. состояния и ситуации в семье. Хотя
немногие редкие формы умственной отсталости являются следствием дефектных генов, подавляющее
большинство случаев вызвано воздействием средовых условий до или после рождения, оказывающих
неблагоприятное физ. и психол. влияние.
Располагающихся на противоположном полюсе шкалы интеллектуально одаренных людей
изучали с помощью различных процедур и с различных т. зр. Одно крупное лонгитюдное исслед. было
выполнено в Стэнфордском ун-те Льюисом М. Т¸рменом и его коллегами. В этом исслед. приняли
участие 1000 детей, IQ которых по шкале Стэнфорд-Бине был равен не менее 140; дети были тщательно
обследованы, и в дальнейшем обследование проводилось на нескольких этапах жизни. Столь высокий
IQ имеет чуть больше 1% населения. Результаты Стэнфордского исслед., подтвержденные и работами
др. ученых, показали, что одаренный ребенок, как правило, успешно учится в школе, здоров,
эмоционально устойчив и имеет разнообразные интересы. Достигая зрелости, эти дети в целом
сохраняют свое превосходство и во взрослых занятиях.
Благодаря исслед. одаренности понятие интеллекта было расширено, чтобы включить в него ряд
творческих способностей, в частности, идеаторную беглость и оригинальность. Установлено, что в
творческих достижениях важную роль играют мотивация, интересы и др. личностные переменные, а тж
психол. климат той среды, в к-рой индивидуум вырос и в к-рой он, став взрослым, работает.
Групповые различия
Половые различия
Изучение любых групповых различий в поведенческих характеристиках ставит перед исслед. ряд
проблем, связанных как с методологией, так и с интерпретацией полученных рез-тов. При проведении
групповых сравнений индивидуальные различия внутри каждой группы оказались гораздо больше
средних различий между
группами. Распределения различных групп в значительной степени
перекрываются. Даже когда имеются большие, статистически значимые различия между средними
показателями двух групп, в группе с низкими показателями всегда можно найти таких людей, которые
по своим показателям превосходят членов группы с высокими показателями. Из этого следует, что
групповая принадлежность индивидуума не может служить надежным индикатором его положения в
распределении психол. черт.
Вторая проблема возникает в связи с использованием нерепрезентативных выборок, в которых
выборочные факторы могли действовать по-разному в исследуемых популяциях. Напр., поскольку, как
показывает практика, мальчики бросают школу чаще, чем девочки, сравнение показателей
интеллектуального теста учеников и учениц старших классов покажет различие средних в пользу
мальчиков. Однако это различие, скорее всего, исчезло бы, если бы мы могли включить в группу
мальчиков тех, кто в свое время ушел из школы, поскольку их показатели имеют тенденцию
группироваться в области нижнего края распределения. Аналогичная по смыслу, но противоположная
по направлению ошибка интерпретации иллюстрируется данными обследований умственно отсталых
лиц, помещенных в стационары, среди к-рых, согласно опубликованным отчетам, в целом больше
мужчин. Хотя поначалу эти выводы были восприняты как доказательство того, что среди мужчин
больше умственно отсталых, чем среди женщин, позднее истоки таких данных были прослежены до
принципов отборочных процедур (selective admission policies). В силу различных соц. и экономических
причин умственно отсталые женщины чаще остаются жить в общине (community), чем мужчины с тем
же интеллектуальным уровнем.
Использование в групповых сравнениях суммарных показателей по тестам интеллекта тж может
привести к неверным выводам. При разработке ряда тестов, таких как шкала Стэнфорд-Бине, половые
различия исключались путем отбрасывания или уравновешивания заданий, к-рые легче было выполнить
лицам мужского либо женского пола. Даже когда разработчики тестов не придерживались этой
практики при отборе заданий, суммарный показатель по разнородному тесту может замаскировать
существующие групповые различия в специальных способностях.
Обзоры психол. тестов показали значимые различия средних показателей между полами по ряду
способностей и черт личности. Женщины как группа превосходят мужчин в ловкости пальцев, скорости
и точности восприятия, беглости речи, а также в выполнении других заданий, связанных с механикой
речи (mechanics of language)
и механической памятью на разного рода содержание. Мужчины
превосходят женщин в скорости и координации грубых телесных движений, пространственной
|