ориентации, понимании механических закономерностей и мат. рассуждении. Среди различий в чертах
личности одним из наиболее убедительно доказанных различий яв-ся большая агрессивность
представителей мужского пола. Это различие проявляется в раннем возрасте и обнаруживается во всех
культурных группах. Выявлено оно и у животных, в первую очередь у человекообразных обезьян и
большинства др. млекопитающих. В ряде исслед. сообщалось о более сильной потребности в
достижении у лиц мужского пола, однако впоследствии было доказано, что это различие зависит от
условий, в к-рых оценивается мотивация достижения: не исключено, что рез-ты отчасти отражают то, в
какой степени условия являются проблемно- или субъектно-ориентированным. Существуют веские
доказательства в пользу большей соц. направленности женщин и их большей потребности в соц.
одобрении; женщины тж менее уверены в себе, чем мужчины, и обнаруживают более высокий уровень
тревожности в разных ситуациях.
Большинство исслед. половых различий снабжают нас только описательными данными о
существующих в рамках данной культуры различиях. Их истоки нужно искать в сложных
взаимодействиях биолог. и культурных факторов. С биолог. т. зр., различные роли, к-рые мужчины и
женщины исполняют в репродуктивной функции, безусловно способствуют половой дифференциации
психол. развития. Материнские функции, отведенные природой женщине, включая длительный период
вынашивания и вскармливания младенца, оказывают огромное влияние на половые различия в
интересах, аттитюдах, эмоциональных чертах, профессиональных целях и достижениях. Половые
различия в агрессивности связаны с большими размерами тела, большей мышечной силой и физ.
выносливостью мужчин. Существуют тж веские экспериментальные доказательства связи агрессивного
поведения с уровнем половых гормонов. Др. важное половое различие можно обнаружить в
акселерации возрастного развития девочек. Девочки не только достигают пубертата раньше, чем
мальчики, но на протяжении всего детства они по всем физ. характеристикам оказываются ближе к
своему взрослому телосложению. В младенчестве акселерация возрастного развития девочек может
быть важным фактором, определяющим более быстрое овладение языком, и может дать им
преимущество в вербальном развитии в целом.
Нетрудно проиллюстрировать и вклад культуры в половые различия. В большинстве обществ
мальчики и девочки, хоть и живут в одном доме, в действительности растут в разных субкультурах. И
родители, и др. взрослые, и сверстники все во мн. случаях относятся к ним по-разному. Личности
матери и отца сами по себе оказывают большое влияние на формирование у ребенка представлений о
половых ролях и о том, чего ждет от мужчин и женщин определенная культура. Весьма вероятно, что
полоролевые стереотипы влияют на половую дифференциацию мотивации, интересов и аттитюдов.
Есть данные, частично подтверждающие, что выполнение когнитивных заданий, таких как решение
задач и тестов достижений по чтению и арифметике, значимо связано со степенью полоролевой
идентификации индивидуума и его собственной оценкой приемлемости для своего пола различных
занятий. Большинство описательных данных, касающихся половых различий в психол. чертах, было
собрано в США и в западноевропейских странах до начала соврем. феминистского движения.
Изменения в образовательной, профессиональной и общественной сферах, произошедшие под влиянием
этого движения, могут отразиться на относительном развитии лиц мужского и женского пола как в
когнитивной области, так и в других областях.
Расовые и культурные различия
Раса это биолог. понятие, относящееся к подразделениям вида. Оно соответствует таким
классиф., как порода, племя или линия у животных. Челов. расы образуются тогда, когда группа людей
становится относительно изолированной благодаря действию географических или соц. барьеров, в
результате чего спаривание внутри группы становится более частым явлением, нежели спаривание
членов группы с «чужаками». Должно смениться много поколений, прежде чем начавшийся т. о.
процесс приведет к образованию популяций, различающихся относительной частотой определенных
генов. Однако поскольку эти различия относительны, а не абсолютны, любая расовая группа
обнаруживает некоторую вариацию в наследственных расовых характеристиках и частично
пересекается с др. популяциями по таким характеристикам. По этой причине понятие расы, в строгом
смысле слова, применимо к популяциям и не применимо к отдельным людям.
Когда людей классифицируют по таким категориям, как социоэкономический уровень,
национальность, или этническая идентичность, часто обнаруживаются значимые групповые различия в
практиках воспитания детей, сексуальном поведении, эмоциональных реакциях, интересах и аттитюдах,
а тж в выполнении многих тестов способностей. Во всех таких сравнениях направление и степень
различия между группами зависит от конкретной черты, интересующей исследователей. Поскольку
|