каждая культура (или субкультура) поощряет развитие своего собственного типичного паттерна
способностей и черт личности, сравнения на основе таких глобальных мер, как IQ или общая
эмоциональная адаптация, практ. лишены смысла.
Изоляция групп приводит как к культурной, так и к расовой дифференциации. Отсюда, трудно
раздельно оценить вклад биолог. и культурных факторов в расовые различия по психол. чертам. В
поисках ответа на этот вопрос тестируют «полукровок», детей от смешанных браков. Считалось, что
если в силу генетических факторов одна раса более интеллектуальна, чем другая, интеллектуальные
способности «полукровки» должны быть промежуточными. Однако, по общему мнению, эта гипотеза
весьма сомнительна, поскольку предполагает абсолютную связь между генами, определяющими цвет
кожи (или иные расовые признаки), и генами, определяющими интеллект. При неполной связи
корреляция между расовыми признаками и интеллектом исчезнет через неск. поколений, если будут
продолжаться смешанные браки. Интерпретация рез-тов еще более осложняется тем обстоятельством,
что смешивание рас обычно является выбираемым в рамках одной или обеих рас, а тж тем, что
«полукровки» имеют тенденцию к ассимиляции в той культуре, к к рой принадлежит большинство
населения. В группах, к-рые яв-ся довольно однородными по своей ассимиляции культурой
большинства, и в к-рых люди относились к определенным расам скорее по документам, составленным
со слов их родителей, нежели по их внешности, корреляция между тестовыми показателями и степенью
расового смешивания была пренебрежимо мала.
Др. подход представлен изучением происходящих с возрастом изменений в сравнительном
выполнении тестов расовыми группами. Напр., в США изучение чернокожих младенцев и детей
дошкольного возраста либо вовсе не выявило у них отставания в умственном развитии, либо выявило
лишь незначительное отставание от норм для детей белого населения. Однако тестирование
школьников, проведенное в тех же регионах и в то же самое время, обнаружило заметную разницу в
средних показателях, к-рая с годами увеличивалась. Эти рез-ты аналогичны данным, к-рые были
получены и для других групп детей, росших в ограниченной образовательной и культурной среде. В
данном случае возрастное снижение интеллекта было приписано кумулятивным эффектам ограничений
опыта детей и усиливающемуся несоответствию обедненной среды расширяющимся интеллектуальным
потребностям растущего ребенка. Рассматривая эту проблему с более широкой т. зр., можно сказать,
что такое возрастное снижение показателей относительно тестовых норм происходит в тех случаях,
когда тест оценивает когнитивные функции, развитие к-рых не стимулируется в конкретной культуре
или субкультуре.
Третий подход заключается в сравнении выборок представителей одной и той же расы,
выросших в разных условиях. Как правило, подобные исслед. выявляют большие различия в
выполнении теста между подгруппами одной и той же расы, живущими в разных условиях, чем между
разными расовыми группами, живущими в более сопоставимых условиях. То, что региональные
различия, выявленные в пределах одной и той же расовой популяции, связаны скорее с культурными
особенностями этих регионов, нежели с избирательной миграцией, было доказано в нескольких исслед.
Исслед. т. н. уравненных групп (equated groups)
разных рас обычно показывают существенное
сокращение различий средних значений IQ, хотя нек-рая разница все же остается. Проведение
подобных исслед. связано с рядом трудностей методологического характера. Одна из них заключается в
статистической регрессии к среднему, к-рая проявляется всякий раз, когда эксперим. план с попарным
уравниванием выборок (matched-sample experimental design)
применяется в исслед. популяций,
различающихся по уравнивающей переменной (equating variable), напр. по социоэкономическому
уровню. В результате этого обнаруживаемые при сравнении подобранных выборок различия средних
показателей, напр. IQ, представляют собой всего лишь статистический артефакт процедуры отбора. Др.
трудность связана с использованием очень широких категорий для классиф. таких переменных, как
социоэкономический или образовательный уровни. Когда имеешь дело со столь крупными категориями,
всегда есть вероятность того, что индивиды из одной популяции сгруппируются на нижнем уровне
внутри каждой категории, а индивиды из др. популяции на верхнем уровне той же категории, даже
если отбор производился т. о., чтобы суммарное число индивидов во всех категориях было одинаковым.
Аналогичная трудность возникает и при использовании таких традиционных уравнивающих
переменных, как профессия и образование родителей, ибо связь этих переменных с психол. развитием
ребенка может быть весьма косвенной и отдаленной. Все более заметной становится тенденция к
созданию шкал домашней среды (home enviroment scales), к-рые более детализированы и имеют более
непосредственное отношение к развитию надежно определяемых свойств, таких как способность к
обучению. Использование подобных шкал для сравнительного изучения чернокожих и белых
|