дошкольников и учащихся средних школ оказалось плодотворным: были получены доказательства
зависимости групповых различий в интеллектуальном развитии от релевантных характеристик
домашней среды.
Опираясь на накопленные к настоящему времени знания, с уверенностью можно сделать лишь
неск. выводов. Во-первых, биолог. основа любых наблюдаемых психол. расовых различий до сих пор не
установлена. Во-вторых, получено немало доказательств как из сравнительного изучения рас, так и
из др. исследований в области Д. н. того, что роль культурных факторов в формировании
поведенческих различий, преимущественно выявляется при изучении разных расовых групп. Наконец, в
отношении всех психол. черт и качеств, диапазон индивидуальных различий внутри каждой расы
значительно превышает различие средних показателей между расами.
Что же касается групповых различий вообще, можно сказать, что эмпирически установленные
групповые различия превращаются в групповые стереотипы,
если: 1) различия групповых средних
приписываются всем без исключения членам группы; 2) наблюдаемые различия воспринимаются как
жестко закрепленные, не поддающиеся изменению и передаваемые по наследству.
См. также Приемные дети, Генетика поведения, Одаренные и талантливые дети,
Наследуемость, Интеллект человека, Индивидуальные различия, Психологическая оценка, Расовые
различия, Половые различия
А. Анастази
Дифференциальные тесты способностей (Differential Aptitude Tests, DAT)
Д. т. с. комплексная батарея из восьми тестов, предназначенная для использования в
образовательном и профессиональном консультировании уч-ся старших классов средней школы. В
состав батареи входят следующие тесты: вербальное рассуждение (Verbal Reasoning), числовая
способность (Numerical Ability), абстрактное рассуждение (Abstract Reasoning), канцелярская скорость и
точность (Clerical Speed and Accuracy), механическое рассуждение (Mechanical Reasoning),
пространственные отношения (Space Relations), правописание (Spelling) и словоупотребление (Language
Usage). Девятый показатель мера способности к обучению (или академической способности), яв-ся
производным, получаемым путем объединения показателей по тестам «Вербальное рассуждение» и
«Числовая способность». В качестве дополнения в батарею тж входит Опросник планирования карьеры
(Career Planning Questionnaire).
Существующие формы этого теста (S и Т) были стандартизованы на национальной выборке из 60
000 уч-ся и имеют нормативные данные по классам и полу.
Представленные в руководстве данные по валидности свидетельствуют о том, что показатели Д.
т. с. прогнозируют успеваемость по различным предметам в средней школе и дифференцируют уч-ся в
отношении их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, однако, имеется мало
свидетельств в поддержку дифференциальной валидности паттернов показателей по различным тестам
этой батареи.
См. также Педагогическая оценка, Измерение
Ф. Г. Браун
Дневные дошкольные центры (day-care centers)
Д. д. ц., дневные ясли (day nursery) или детские ясли (cruche), определяемые как «организованное
оказание услуг по присмотру за детьми вне дома в течение определенной части дня», впервые
появились во Франции.
В США Д. д. ц., обеспечивающие внедомашний присмотр за детьми, специально создавались для
преодоления экономических трудностей посредством высвобождения женщин для участия в
производительном труде и особенно распространились в период Великой депрессии, Второй мировой
войны и Войны с бедностью. Из др. групп населения, помимо работающих женщин, к услугам дневных
центров чаще обращались одинокие родители, представители меньшинств, бедные или находящиеся на
грани бедности семьи. Преобладающей формой вспомогательного ухода за детьми при этом оставался
присмотр няни в своем собственном или же в к.-н. др. доме.
Большинство программ Д. д. ц.: а) придерживаются фиксированного граф. 8 или более часов
ежедневно; б) обслуживают детей не старше 6 лет; в) имеют лицензии; г) реализуются специалистами.
В пользу дневных центров говорят неск. аргументов, осн. на предположении, что такие условия и
|