Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 1766 
Next page End  

программы обладают определенными качественными преимуществами, к-рые не может обеспечить
домашний уход, а именно: а) контролируемые стандарты для таких факторов, как количество персонала
на одного ребенка, пространство и оборудование; б) специализированные услуги в соответствии с
потребностями и интересами обслуживаемых клиентов; в) более эффективные услуги в обеспечении и
контроле (напр., здоровье и питание) вследствие концентрации детей в одном месте. Однако
существуют три аргумента против Д. д. ц.: а) более высокая стоимость услуг по сравнению с домашним
присмотром; б) ограниченная открытость к изменению после того, как центр начинает
функционировать; в) невозможность набрать в нек-рых местах проживания достаточное количество
детей для организации центра.
Условия в дневных дошкольных центрах
Исследовательская литература группируется вокруг четырех осн. ситуационных измерений: а)
количество детей, б) размеры физ. пространства; в) количество персонала на одного ребенка; г)
характеристики детей. Напр., данные свидетельствуют о том, что в небольших по количеству детей
(приблизительно от 15 до 20) дневных центрах персонал чаще их хвалит, успокаивает и задает вопросы
и в меньшей степени акцентируется на правилах и рутинных процедурах. С возрастанием количества
детей на каждый квадратный фут возрастает частота проявлений негативного поведения, такого как
агрессивность, разрушительность и изолированность. Кроме того, в однородных по возрасту группах
воспитатели менее ласковы и реже прибегают к прямым формам обучения, а дети демонстрируют
большую конфликтность и соперничество по сравнению с разнородными по возрасту группами.
Эффекты дневных дошкольных центров
Программы групп. воспитания в дневных центрах влияют на когнитивное, эмоциональное и соц.
развитие детей. Представляется очевидным, что 1—2-летняя качественная программа в сочетании с
эффективной домашней программой может вызывать устойчивые положительные изменения в
когнитивных способностях детей, в особенности IQ. У вырастающих в экономически неблагополучных
условиях детей опыт пребывания в дневных центрах заметно ослабляет снижения IQ, часто
наблюдаемые у детей из аналогичных семей, живущих в условиях высокого риска и нестабильности.
Что касается эмоционального развития, то Д. д. ц. не наносят ущерба отношениям привязанности между
матерью и ребенком, даже когда такой уход за ребенком начинается уже с первого года жизни, и не
снижают предпочтения ребенком матери в сравнении с др. опекуном. Дети, проводящие определенную
часть своего дня в детском центре, больше взаимодействуют со сверстниками, приобретая опыт как
позитивных, так и негативных отношений.
Количество исслед. резко сокращается, а рез-ты оказываются более неоднозначными, когда
рассматривается влияние детских дошкольных центров на семью и др. системы. Матери, принимающие
участие в программах обучения, формируют сети поддержки (supportive networks), распространяя
информ. и оказывая помощь друг другу в воспитании детей. Имеются тж данные о том, что по мере
роста удовлетворенности родителей организацией присмотра за их детьми возрастает и
удовлетворенность работой и супружескими отношениями.
К интерпретации этих данных следует относиться с осторожностью. Для понимания
потенциальных оптимизирующих воздействий на детей родителей, семей, поставщиков услуг по уходу
за детьми и соц. сетей поддержки необходимы дальнейшие исслед., как фундаментальные, так и
прикладные.
См. также Обучение в раннем детстве
Ф. Дойч
Дневные стационары (day hospitals)
Д. с. и центры дневного пребывания начали широко распространяться в 1970-е гг. в ходе
движения деинституционализации. Д. с. предотвращают тотальную изоляцию больного от семьи и
здорового окружения, требуя при этом меньших финансовых затрат как со стороны государства, так и
со стороны пациента, по сравнению с полностью укомплектованной мед. персоналом больницей,
круглосуточно обслуживающей стационированный контингент. Пациенты Д. с. обычно находятся в
переходном периоде от полной госпитализации к самостоятельному проживанию, они прибывают в Д.
с. прямо из мест проживания для избежания эффектов полной институционализации. Переходный
характер обстановки Д. с. или центра дневного лечения снижает стигматизацию и зависимость, часто
сопровождающую период во время и после долгосрочной госпитализации. Главная цель этих
учреждений — подготовка клиентов к решению задач повседневной жизни. Реабилитационные службы
Hosted by uCoz