получателя», включали в определение Ж. непроизвольные действия, т. к. они могут интерпретироваться
получателем как произвольные и, тем самым, являться «сообщением».
Если не считать случайных, не имеющих соц. значения Ж., передающих побочные сообщения,
все Ж. можно разбить на три общих категории. Символические Ж. (symbolic gestures), такие как
крестное знамение или отдание чести флагу, обозначают некое традиционное событие или идею.
Иконические Ж. (iconic gestures)
имеют сходство с той вещью, для изображения к-рой они
предназначены, напр. форма чаши может воспроизводиться ладонями. Экспрессивные Ж. (expressive
gestures) включают такие поведенческие проявления, как улыбка, выражение презрения и недовольства.
Символические Ж., зачастую заменяющие речь, обычно осознаются использующими их людьми и
имеют хождение в специфических группах. К таким группам, выработавшим свою собственную
систему кинетической речи, относятся североамериканские индейцы. Ж. могут не только заменять речь,
но тж уточнять и дополнять смысл самого высказывания и тем самым выполнять функцию
метакоммуникации. Напр., прикладывание правой ладони к сердцу означает искренность и
удостоверяет правдивость слов человека, использующего этот Ж.
Область изучения Ж. во многом пересекается с областью изучения невербального поведения и
коммуникации. Совр. научное изучение Ж. началось с монографии Дарвина «О выражении эмоций у
человека и животных», основу к-рой составили его собственные наблюдения. Несмотря на признание
им того факта, что определенные Ж. могут приобретаться путем научения, Дарвин утверждал, что
большая часть телесных выразительных действий все же носит врожденный или наследственный
характер.
В противоположность этому Уэстон Ля Барр, исследовавший культурные аспекты Ж., писал, что
антрополог должен с осторожностью относиться к высказываниям об «инстинктивном» характере Ж.,
когда речь идет о людях. Напр., кивок головой как выражение согласия и (воспринимающееся как
отрицательное) покачивание головой рассматривались в качестве «инстинктивных» жестов, осн. на
обнаруживаемом у младенца с рождения рефлексе «поиска груди» (rooting response) и его отказе от нее.
Однако Ля Барр приводит множество альтернатив выражения согласия и несогласия из др. культур:
напр. айны на севере Японии для выражения согласия или несогласия используют ладони, тогда как
абиссинцы говорят «нет», резко поворачивая голову в сторону правого плеча, и «да», резко отводя ее
назад и поднимая при этом брови.
Хьюз проанализировал «постуральные привычки» («postural habits»)
у представителей
различных культур, а Эдвард Холл описал культурные различия в приближении друг к другу (proximity)
и в прикосновении при контакте в исслед., область к-рых он назвал «проксемикой» («proxemics»).
Ломакс и др. разработали систему, названную «хореометрией» (choreometrics), показывающую как
стили движения связаны с социоэкономическими уровнями жизни в определенной культуре. Исследуя
панкультурные аспекты телесных движений, Эйбл-Эйбесфельдт обнаружил, что приветствия
сопровождаются поднятием бровей и улыбками в самых разных культурах, а Экман и Фрайзен
установили, что определенные выражения лица являются универсальными. Дарвин обнаружил, что нек-
рые психич. заболевания сопровождаются специфическими навязчивыми выразительными движениями.
Вильгельм Райх обращал внимание на частые расхождения между вербальным содержанием и
эмоциональным поведением. Он считал, что форма поведения пациента оказывается не менее важной
чем то, о чем он говорит.
Фрейд утверждал, что мн. «случайные действия» аналогичны бессознательным позициям. Морис
Краут изучал сферу действия и значение разнообразных «аутистических» Ж. (напр., чесание или
накручивание на палец пряди волос), предполагая, что эти Ж. могут выполняться неосознанно и
отражать внутренний психол. конфликт; он связывал кулачные Ж. с агрессией и пальцевые Ж. со
стыдом или конфликтами в области достижений или эмоциональной привязанности. Он тж обнаружил
индивидуальные и половые различия в выполнении отдельных Ж.
Антрополог Рэй Л. Бердвистелл утверждает, что телесные движения (body movement) не столько
отражают индивидуальные внутренние состояния эмоции или аттитюда, сколько являются просто
культурно обусловленным каналом коммуникации, и что паттернам выразительных действий
научаются в процессе приобретения социокультурного опыта. Он предложил термин «кинесика»
(«kinesics»)
для методологии, связанной с коммуникативными аспектами приобретаемых телесных
движений. Аналогом кинесике является дескриптивная лингвистика. Бердвистелл рассматривал
коммуникацию как многоканальную систему, одну из частей к-рой составляют двигательные паттерны.
Он отвергал изучение изолированных образцов вокализации или Ж. и поз и сосредоточил свои усилия
на интерактивном подходе. Бердвистелл и Шефлен разработали методику естественного наблюдения, к-
|