Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 1766 
Next page End  

рую Шефлен назвал «контекст-анализом», использующуюся для обнаружения и выделения элементов
поведения в системе коммуникации.
Кондэн и Огстэн, используя этот интерактивный или контекстуальный подход, показали, как
телесные движения могут синхронизироваться на «микро»-уровне между индивидуумами или между
индивидуумом и его собственной речью.
Акцент на групповой и семейной терапии с широким использованием видеомагнитофона и
видеозаписи способствовал популяризации изучения интерактивных и коммуникативных аспектов
телесных движений наряду с изучением связи между индивидуальными и культурными различиями, с
одной стороны, и интрапсихическим уровнем движения, с другой.
Э. Сепир писал: «Мы чрезвычайно чутко реагируем на Ж. и, можно даже сказать, в соответствии
с неким детально разработанным и потайным кодом, нигде не записанным, никому неизвестным и в то
же время понятным для всех». Анализ Ж. обеспечивает нас ценной информ. в отношении этого тайного
языка. Ж., исследуются ли они с психол. или культурной т. зр., позволяют глубже проникнуть в «язык»
коммуникации как в отношении его смысла, так и в плане его стиля.
См. также Процессы коммуникации, Кросс-культурная психология, Экспрессивная мимимка,
Символическая интеракция
С. Ф. Уоллок
Жетонные системы (token economies)
Общепризнанным теорет. источником современных Ж. с. являются работы Б. Ф. Скиннера. Их
применение в отношении пациентов с тяжелыми формами расстройств в психиатрических больницах
связывают с работами Эйлона и Эзрина, а также Эттоу и Краснера, а наиболее строгие документальные
свидетельства ценности этой процедуры представлены Р. Дж. Полом и Дж. Л. Ленцем. С. В. Биджоу со
своими студентами использовал Ж. с. в воспитательной работе с детьми, а В. К. Беккер с сотрудниками
— в учеб. процессе. Еще одной областью применения Ж. с. является работа с делинквентами.
Любая Ж. с. предполагает определение целевого набора желательных реакций и эксплицитной и
конкретной формы вознаграждения за такие действия. Отбираемые реакции характеризуют
представление о том, что руководитель группы (напр., учитель, родитель, работодатель, терапевт)
рассматривает в качестве «нормы». Эти реакции уточняются и, если оказываются достаточно
сложными, разделяются на более простые составляющие элементы.
Ж. с. может начать функционировать с простых действий по самообслуживанию в питании и
быту в психиатрической больнице или реализации простых учеб. задач в школьном классе. Инструктор
начинает с той реакции, к-рую конкретный субъект редко демонстрирует, но при этом оказывается
способен к ее успешному выполнению. В этом, по сути, состоит понятие формирования.
Вознаграждение за действия может увеличиваться. С возрастом и продвижением в социализации
формы вознаграждения становятся более абстрактными и отсроченными во времени. Ж. с. служит для
подготовки к выполнению одобряемой соц. роли, и все решения в процессе формирования поведения
принимаются инструктором с учетом этой перспективной конечной цели.
Как правило, Ж. с. предполагает заключение между субъектом и инструктором контракта, в к-
ром оговариваются условия ее функционирования. Вначале могут использоваться первичные
подкрепляющие стимулы, но впоследствии по мере возможности начинают привлекаться
приобретенные подкрепляющие стимулы, такие как жетоны или баллы, осуществляющие функцию
моста во времени между действием и получением эксплицитной ценности, такой как пища, уединение,
телевизионные передачи, игрушки или разнообразные привилегии. По мере достижения прогресса в
формировании, время между получением жетонов и их обменом на соотв. эксплицитные
подкрепляющие стимулы увеличивается. По мере прогресса в формировании будет тж увеличиваться
сложность и трудность самих действий, за к-рые даются вознаграждения. Действия, к-рые первонач.
приводили к наградам, становятся необходимыми элементами или условиями для более широких соц.
действий. С целью приобретения и поддержания новых форм поведения могут использоваться все
известные поведенческие методики — формирование методом последовательного приближения
(shaping),
наведение и отвлечение (prompting and fading), сцепление (chaining), моделирование
(modeling), переменные режимы подкрепления (variable ratio schedules), отбор подкрепляющих
стимулов (reinforcer sampling), угашение (extinction)
и перерыв в подкреплении (time out from
reinforcement).
При работе с Ж. с. инструктор не злоупотребляет запретами, а стремится выявлять прежде всего
Hosted by uCoz