Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 1766 
Next page End  

те формы поведения и действия, к-рые несовместимы с целевыми, для их ослабления. В крайних
случаях, напр. во избежание поведения, чреватого травматическими последствиями и т. д., может
налагаться штраф, определяться стоимость издержек такой реакции или, в виде исключения,
использоваться аверсивная стимуляция. По возможности, с целью выхода из такого рода ситуаций
следует обращаться к обучению субъекта несовместимой с нежелательной, альтернативной форме
поведения, оцениваемой как более социально полезная.
Поскольку целью является самостоятельная, социально успешная реакция на ситуации, субъект
вполне может получать жетоны, исходя из своего собственного графика и устанавливаемого им самим
темпа продвижения. Конечной целью является реакция, способная к переносу за пределы ситуации
лечения, осуществляемая на основе внутренней заинтересованности и в условиях естественного соц.
подкрепления. Ж. с. является не только чрезвычайно полезным набором практ. процедур, но тж играет
важную роль в теорет. формулировках «нормального» и «отклоняющегося от нормы» поведения.
См. также Модификация поведения, Бихевиоризм, Оперантное обусловливание
Л. П. Ульманн
Животные как модели (animal models)
Животные модели широко используются в психологии для а) активизации развития
концептуальной основы, позволяющей выявлять новые взаимосвязи и взаимодействия между
окружающей средой, ЦНС и поведением; б) стимулирования процесса порождения проверяемых
гипотез, важных для понимания челов. поведения; и в) исслед. физиолог. явлений при более простых и
контролируемых условиях, чем те, к-рые можно обеспечить в исслед. людей.
Животные модели имеют долгую и заметную историю в исслед. как нормального, так и
аномального поведения. Тем не менее, в то время как др. представители наук о жизни (анатомы,
физиологи, фармакологи и т. д.) охотно приняли как гомологию, так и аналогию в качестве базиса
использования животных моделей, нек-рые совр. аналитики (часто мало сведущие в биологии) не видят
в этом смысла и иногда подвергают насмешкам применение животных моделей для понимания челов.
поведения. Раскол между теми, кто признает ценность исслед. на животных, и теми, кто не видит этой
параллели, отмечает границу между механистическими и гуманистическими традициями в психологии
и служит водоразделом между принятием эволюционной теории Ч. Дарвина и психофизического
дуализма Р. Декарта. Эволюционная теория предполагает непрерывность разума и эмоций в
филогенетической последовательности от животных до человека,
тогда как картезианский дуализм
утверждает, что даже если органы и головной мозг разных видов организмов обладают сходством,
ментальные продукты принципиально различаются. Картезианская позиция была сформулирована в
следующем парадоксе относительно использования животных моделей — если животные похожи на
людей, то в отношении опытов на животных применимы те же этические ограничения, что и к исслед.
людей, тогда как если животные не похожи на людей, то не имеет смысла изучать животных в
контексте поведения и психопатологии человека. Но такая позиция и частое требование априорных
гарантий в том, что исслед. на данной модели продвинет вперед конкретный вид терапии, отражает
фундаментальную ошибку в понимании природы и функций моделей и аккумулятивной природы
научного прогресса.
На более биолог. полюсе континуума психол. исслед. и практ. приложений использование
животных моделей находит широкую и, в общем, единодушную поддержку. Это касается исслед.
нейронных механизмов научения, перцептивно-когнитивных механизмов головного мозга, нарушений
памяти при старении, механизмов наркотической зависимости и аддикции, а тж психофармакологии.
Применение животных моделей является неотъемлемой составной частью достижения успеха в этих
областях.
Исслед. передачи нервного импульса в гигантских аксонах кальмара образуют краеугольный
камень наших знаний о работе ЦНС высших животных. На уровне нейронных сетей, углубленное
исслед. длительной потенциации на срезах гиппокампа крыс привели к значительному прогрессу в
понимании молекулярных и нейрофизиологических основ научения у человека. На уровне целого
организма, эксперименты по научению и памяти у моллюсков заложили фундамент для изучения
механизмов кратковременной и долговременной памяти на молекулярном уровне, равно как и для
прогресса в понимании «элементарных» механизмов научения и их нейрохимической основы.
Моделирование на животных тж сыграло важную роль в изучении биолог. основ сложных
поведенческих признаков через развитие генетики поведения. Напр., использование быстро
Hosted by uCoz