сопутствующего дефицита навыков письма. Хотя эти пациенты не могут читать, они не испытывают
затруднений при письме. Обычно при этом отмечается правосторонняя гемианопсия и нарушение
цветового зрения.
Центральная А. обычно является следствием повреждения доминантной теменной области, как в
случае Дежерина, где был отмечен дефект в области gyrus angularis. Для центральной А. типично
сочетание с аграфией. Может тж наблюдаться правосторонняя потеря чувствительности вследствие
повреждений в левой теменной области.
Передняя А., как утверждает Д. Ф. Бенсон, обычно вызывается поражением зоны Брока и
сопровождается нек-рым ограничением понимания слов. Однако может иметь место буквенная А. с
затруднением распознавания отдельных букв. Переднюю А. сопровождают тж симптомы афазии.
Может отмечаться тяжелая аномия, дефицит нахождения слов, а тж левостороннее ослабление
рефлексов вследствие вовлечения левых двигательных путей.
По определению, при А. утрачивается способность чтения в результате к.-л. неврологического
дефекта. Клинические и эксперим. данные внесли существенную ясность в понимание Д. Термином
«дислексия» обозначается наследственная или врожденная неспособность к приобретению навыков
чтения. Мн. педагоги и психологи предпочитают использовать термин «расстройства чтения, связанные
с возрастным развитием», поскольку он не указывает на то, что этиология нарушения связана с
неврологическим дефицитом. Т. о., Д. наиболее подходящий термин в случаях недостаточной
обучаемости чтению предположительно неврологического происхождения.
Патологоанатомические исслед. мозга больных с Д., к-рые проводили Дрейк, Галабурда и
Кемпер, доказали ее неврологическую основу. Дрейк обнаружил атрофию мозолистого тела, большое
количество эктопических нейронов в белом веществе и патологические конфигурации извилин
теменной доли. Галабурда и Кемпер сообщают об отсутствии нормальной асимметрии между
полушарными planum temporale, а тж об измельчении долей в области, ответственной за функции
чтения и речи. При микроскопическом исслед. они нашли сплавление молекулярных слоев, отсутствие
слоя, свободного от клеток, и дисплазию тканей. Др. исследователи сообщают, что мозг больных с Д.
характеризуется тж обратной межполушарной асимметрией, выявляемой при компьютерной
томографии.
В клинической сфере сейчас признается, что существует по меньшей мере два, возможно
совершенно различных, подтипа Д. Боудер первой ввела обозначения «дисфонетического» и
«дисэйдетического» вариантов Д. Дисфонетический дислексик испытывает трудности в интерпретации
и сопоставлении написанных знаков с соотв. им звуками. У дисэйдетического дислексика
обнаруживаются затруднения при выполнении заданий, в к-рых задействовано зрительное восприятие,
и неспособность пользоваться словарями.
Пироццоло провел эксперим. исслед. Д. и предложил свои подтипы. Он считает более
подходящими обозначениями для подтипов Д. «слухолингвистический» и «зрительно-
пространственный». Слухолингвистический тип характеризуется задержкой формирования речевых
навыков в ходе развития, дефицитом экспрессивной речи, аномией, низким вербальным интеллектом по
сравнению с невербальным и использованием стратегии сложения отдельных букв при чтении. При
зрительно-пространственном типе наблюдается относительно более высокий коэффициент вербального
интеллекта по сравнению с коэффициентом невербального интеллекта, нарушения почерка и движения
глазных яблок и использование стратегии фонетической расшифровки при чтении.
Для разработки убедительной парадигмы терапевтического вмешательства при А. и Д.
необходимы дальнейшие исслед. Процент случаев выздоровления у пациентов с А. сильно варьирует;
пед. стратегии дают нек-рую надежду на успешную коррекцию расстройства, в особенности при менее
серьезной его выраженности.
См. также Афазия, Повреждения головного мозга, Недостаточная специфическая обучаемость,
Органические синдромы, Расстройства чтения
Дж. У. Хинд
Алкогольный синдром плода (fetal alcohol syndrome)
А. с. п. представляет собой комплекс физ. аномалий и нейроповеденческого дефицита, к-рый
может серьезно поражать потомство сильно пьющих матерей. Менее серьезные последствия тяжелой
алкоголизации матерей обычно обозначаются как алкогольные эффекты у плода (АЭП). А. с. п. связан с
тремя эффектами, или «триадой А. с. п.»: а) задержкой роста в пренатальный период; б) характерной
|