контакт с чувствами гнева, любви, силы и слабости. Используются тж методики разъяснения ценностей,
анализ стереотипов манипулятивного поведения клиентов и анализ характера. А. т. чаще всего
используется при психокоррекции практически здоровых или имеющих минимальные нарушения
индивидов, как индивидуально, так и в терапевтических группах.
См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия
В. Рейми
Акупунктура (acupuncture)
А. веками использовалась в Китае для анальгезии, а с недавних пор и для анестезии.
Первонач. ее применяли для снятия болей при артритах и нарушениях функций желудочно-кишечного
тракта. Метод А. заключается во введении игл разной длины на разную глубину в одном или неск.
участках тела. Иглы либо оставляют на время в теле, либо делают быстрый укол и в том и в др.
случае достигается эффект стимуляции. История А. относится скорее к области философии, чем
анатомии. Согласно традиционным китайским представлениям, состояние дисгармонии между двумя
жизненными силами инь и ян является причиной природных катаклизмов и болезней чел. Чел.
можно вылечить, если восстановить равновесие этих сил, используя метод введения игл в жизненно
важные точки тела.
Скептики утверждают, что эффективность А. определяется ее психол. и/или гипнотическим
воздействием. Однако, т. к. с помощью этого метода были достигнуты явные успехи при лечении
младенцев и животных (напр., лошадей) и т. к. после иглоукалывания часто наступает длительное
облегчение, ни одно из этих объяснений не представляется приемлемым.
Вероятно, наиболее подходящее объяснение дает «теория ворот» (теория блокаторов боли). При
иглоукалывании раздраженные крупные нервные волокна передают сенсорные сигналы, к-рые
конкурируют с болевыми импульсами мелких нервных волокон, тем самым «перекрывая им путь».
Кроме того, при иглоукалывании стимулируются участки ствола головного мозга, к-рые тормозят
передачу болевых импульсов, воздействуя тем самым через нисходящие нервные волокна на области,
удаленные от места введения иглы.
Наконец, есть основания полагать, что такого рода стимуляция способствует повышению уровня
эндорфинов. В настоящее время предпринимаются исслед., к-рые, несомненно, внесут вклад в более
глубокое понимание метода А.
См. также Боль, Психофизиология
Дж. К. Рук
Алексия / дислексия (alexia / dyslexia)
Во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным
инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, получение хорошей работы и
удовлетворительную самооценку. Поскольку широкое распространение грамотности явление в ист.
масштабе относительно недавнее, неудивительно, что первое описание случая А., или «словесной
слепоты», появилось лишь около 100 лет назад. Обсуждение в ранней литературе случаев
неспособности читать вследствие повреждения мозга (А.) во многом обусловлено интересом к
нейроанатомическим основам афазии.
Жюль Дежерин в 1891 г. первым предпринял глубокое клиническое и морфологическое исслед.
А. Он описал больного, перенесшего инсульт с последующим развитием афазии, А. и аграфии.
Серьезные нарушения чтения, в отличие от расстройства речи, сохранялись и через неск. лет.
Патологоанатомическое исслед. показало обширное кровоизлияние в gyrus angularis в левой теменно-
височно-затылочной области. Более поздние сообщения клиницистов в континентальной Европе и
Англии подтвердили предположение Дежерина о возможной этиологии А.
А. представляет собой приобретенное нарушение навыков чтения вследствие церебрального
инсульта и может быть концептуализирована разными способами. Категоризационными признаками А.
могут быть локализация повреждения мозга, природа расстройства навыков чтения и, разумеется,
используемая теорет. ориентация.
Д. Ф. Бенсон предложил 3 категории А. Задняя А. вызывается преим. закупоркой левой задней
артерии мозга в результате поражения левой затылочной области. А. без аграфии представляет собой
состояние, при к-ром наблюдаются выраженные нарушения распознавания слов и понимания без
|