С развитием роль предметов в соц. игре, по-видимому, меняется. Исслед. младенцев в возрасте
от 6 до 14 месяцев показали, что взаимодействие со сверстниками не зависит от наличия игрушек и
может даже сокращаться при их включении в игру. Однако ближе к 2 г. игрушки, по всей вероятности,
способствуют взаимодействию детей.
Знакомство детей друг с другом
На долю незнакомых сверстников приходится значительный объем соц. внимания, особенно в
младенчестве. Но знакомство детей друг с другом, по-видимому, влияет на появление у младенцев
специфических форм соц. активности, направленной на сверстников: знакомые малыши с большей
вероятностью, чем незнакомые, стремятся к пространственной близости, пытаются потрогать друг
друга и обычно демонстрируют положительные эмоции в виде улыбки или смеха. К 3 годам в соц.
участии тж
проявляется эффект знакомства: знакомые сверстники демонстрируют больше эпизодов
ассоциативной и кооперативной игр и меньше эпизодов поведения «зрителя» (наблюдающего за игрой
др. детей, но не взаимодействующего с ними), чем незнакомые.
Социальный опыт
Большинство американских детей младенческого возраста имеют очень мало возможностей для
соц. контактов со сверстниками, но когда у них появляются такие возможности, хотя бы неск. часов
в неделю, их соц. компетентность повышается. В исслед. Влитстра сравнивалось поведение детей, к-
рых родители отдавали в дошкольные учреждения на полдня и на полный день, и обнаружилось, что
дети, проводившие весь день в малышовых группах, демонстрируют более позитивное соц.
взаимодействие со сверстниками.
Индивидуальные различия
В соц. активности отдельных детей, направленной на сверстников младенческого и раннего
возрастов, были обнаружены существенные различия. Одни младенцы склонны к большей соц.
активности, чем др., и эти индивидуальные различия имеют тенденцию сохраняться в раннем возрасте.
Однако дети до 3 лет обычно не обнаруживают гендерных различий в соц. активности.
Родители и воспитатели
Когда младенцам и начавшим ходить детям дают возможность выбирать между
взаимодействием со сверстником или с матерью в ситуации свободной игры, дети склонны направлять
больше соц. внимания на сверстника. Экерман с коллегами обнаружили, что в младенчестве соц. акты,
направленные на сверстника, чаще принимают такие формы дистального поведения, как смотрение и
вокализация. Затем, на втором году жизни, активность в отношении сверстников все больше
связывается с игровым материалом, тогда как контакт с матерью в форме стремления к
пространственной близости и прикасанию идет на убыль.
В условиях дневных дошкольных учреждений интеракции типа «воспитатель ребенок» и
«ребенок ребенок» происходят весьма часто. Холмберг установил, что младенцы знач. больше
взаимодействуют с воспитателем, чем со сверстниками, по той простой причине, что именно
воспитатели инициируют это взаимодействие. Количество интеракций со сверстниками достигает
объема интеракций с воспитателями примерно к 3-летнему возрасту.
См. также Развитие младенца, Социализация младенцев
Э. П. Серафино
Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic
psychology)
Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к
формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом
Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о
культуре и человеке (изучающих единичные факты) с другой. Между этими двумя подходами
существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими
форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть
приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим
законам.
И. наука строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные
утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые
представлены этим случаем. И. интерпретации основываются на особенностях каждого данного случая.
Их притязания на обоснованность опираются на мощность описаний, создаваемых конкретным
|