исследователем. В этих описаниях стремятся зафиксировать различные ракурсы изученных фактов.
Предполагается, что различные интерпретации, по-видимому, имеют смысл и значимость в различных
реальностях. Любая интерпретация складывается под влиянием местной специфики и взаимодействий
между исследователем и исследуемым объектом.
Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только
статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации.
Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от
специфики данного конкретного контекста или случая.
Противоречия между И. и Н. моделями науки стали предметом дискуссий в общественных
науках и психологии лишь в начале XX в., хотя их истоки восходят к XVIIIXIX вв., т. е. ко времени
возникновения наук о человеке.
Дискуссия между сторонниками И. и Н. подходов затрагивает фундаментальные допущения,
касающиеся природы исслед., философии науки и целей общественных и психол. дисциплин.
Аргументы ученых, стоящих на феминистских позициях, вместе с аргументами представителей
национальных меньшинств в науке, еще больше обострили ее. Такие ученые считают, что методы Н.
науки нередко использовались как инструмент притеснения, порождая искаженное знание, отражающее
господство мужчин в сфере научной деятельности. Постпозитивисты (прежде всего теоретики
критического рационализма) и постмодернисты тоже критиковали Н. науку и ее допущение о том, что
знание свободно от пристрастности, личных ценностей и политических взглядов, и утверждали, что Н.
наука нередко используется как форма политического контроля.
Формулируя проблему максимально кратко, можно сказать, что спор вращается вокруг того,
быть ли психологии наукой, изучающей причинно-следственные связи и формулирующей общие
законы человеческого поведения, или же интерпретационной, практической дисциплиной, стремящейся
ко все более глубокому пониманию соц. и психол. процессов.
Сторонники Н. метода отвергают И. интерпретации, называя их ненаучными или
журналистскими. Приверженцы И. подхода, в свою очередь, утверждают, что ценность Н. исслед.
невелика, поскольку все интерпретации, с их т. з., должны быть контекстуальными и специфическими
для конкретных случаев.
Номотетическая психология
Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих
обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она
ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык,
опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода.
Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она
исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения
случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-
четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в
которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов,
полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной,
описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н.
теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения
явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют
созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
Идиографическая психология
В психологии XX в. научная деятельность Гордона Олпорта чаще всего связывается с И.
подходом, базирующимся на определенных допущениях и методах. По выражению Олпорта,
«психология станет более научной (т. е. более способной делать прогнозы), когда научится оценивать
единичные тенденции во всей их подлинной сложности и когда она будет в состоянии сказать, что
станет с коэффициентом интеллекта (IQ) данного ребенка, если обстановка, в которой он находится,
изменится определенным образом». Подход Олпорта требует глубокого и постоянного интереса к
изучению и анализу единичного случая в течение длительного промежутка времени; лонгитюдные
исследования становятся необходимостью.
Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку
признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими
методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка
предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить
|