виде комплементарной модели, позволявший увидеть, как выбранный тип проблемы получал
приемлемое решение с помощью методов и понятий, соответствующих предпочитаемому теорет.
акценту. И, наконец, «Конвергирующие подходы к личности: Мюррей, Олпорт, Левин» (Converging
approaches to personality: Murray, Allport, Lewin). Каждая из этих работ подчеркивала разного рода
комплементарность, но все они, если не открыто, то неявно, руководствовались этим базисным
принципом.
Позднее стало очевидно, что принцип дополнительности, который, казалось, прекрасно
подходил для разграничения «спорных территорий» в психологии, стал ключевым для примирения
казалось бы непримиримых теорий в физике. В 1927 г. принцип дополнительности был предложен
Нильсом Бором в качестве альтернативы принципу неопределенности В. Гейзенберга и в качестве
нового способа примирения конфликтующих между собой волновой и квантовой теорий света. По Бору,
обе теории являются обоснованными и одинаково верными, если признать, что они востребованы
разными эмпирическими подходами и состоят на службе у этих подходов. Далеко не все физики
изъявили готовность согласиться с предложенным Бором решением, причем их неприятие касалось не
только теорий света, но и других проблем физики. В 1937 г., т. е. спустя несколько лет после
публикации статьи Розенцвейга о разных школах в психологии, Бор предложил не ограничивать
принцип дополнительности одной лишь физикой, а распространить его и на другие естественные науки,
включая биологию и психологию. Однако ни одна из работ Бора не была известна Розенцвейгу в период
между 1933 и 1944 гг., когда были опубликованы его собственные статьи.
Еще одно основание И. иллюстрирует рис. 1. Он наглядно демонстрирует то, что психология
исторически развивалась и существует сегодня как сопряженная композиция родственных наук. Эти
науки можно систематизировать не только в соответствии с традиционной иерархической вертикалью,
но и горизонтально, подразумевая под этим автономность каждой из дисциплин. Нет необходимости
низводить одну дисциплину до более низкого и более фундаментального уровня другой, к-рая, как
полагают, обладает «более высоким рангом» или большей объяснительной силой.
Рис. 1. Психология как сопряженная композиция наук
В XX в. психология позиционировала свое отношение к физике как психофизика, к физиологии
как психофизиология, к биологии как психобиология (на время о психодинамике можно забыть), а
сравнительно недавно, по отношению к социол. и антропологии как психосоциология (или, говоря
иначе, как отрасли психосоциальных наук). Термин «социальная психология» конечно же употреблялся
в этом контексте как сопряженный с термином «культурная антропология».
А теперь вернемся к психодинамике, также отмеченной на рис. 1. Как следует из рис., термин И.
был введен вместо термина «психодинамика». Здесь мы видим уникальный пример
самосогласованности: И. это психология sui generis (особого рода), ее даже можно назвать
«психопсихологией». В конце концов, психодинамика и, даже с большим основанием, И.
отстаивает свое право оставаться в своем собственном (эмпирическом) универсуме дискурса. Хотя кое-
кому из недоброжелателей подобная позиция, конечно, покажется субъективной, автору этих строк она
представляется и естественной, и верной. В самом широком смысле термина «поведенческий»
(behavioral)
например, в употреблении Р. С. Вудвортса, И. является феноменологически
поведенческой.
Термин «науки о человеке» (humanics)
в верхней части схемы на рис. 1 синоним более
знакомого термина «психология», но еще более правильным было бы использование термина «науки о
поведении» (behavioral sciences). В термине «науки о человеке» отражено то, что психология в
действительности, хоть это и неочевидно, представляет собой составную дисциплину, образованную
сопряженными субдисциплинами. Чтобы составить полное представление о т. н. психологии,
необходимо учитывать все входящие в нее сопряженные субдисциплины.
|