Принципиальная отличительная особенность И. 3 альтернативных, комплементарных по
отношению друг к другу способа объяснения поведения: номотетический, демографический и
идиодинамический (табл. 1). Эти 3 способа обычно называют нормами. Первоначально они
обозначались как универсальные, групповые и индивидуальные, и иллюстрировались путем
рассмотрения роли ассоциаций в истории психологии. Впервые законы образования ассоциаций были
описаны древнегреческими мыслителями путем ссылок на сходство, близость и т. п., и подобные
законы формулируются даже в совр. теориях научения. Складывается впечатление, что они являются
универсально валидными нормами. После исслед. Фрэнсиса Гальтона, эти законы были положены в
основу экспериментального изучения словесных ассоциаций, проводимого в лаборатории
экспериментальной психологии В. Вундта в Лейпциге. Однако там вскоре поняли, что некоторые
группы индивидуумов, включая психически больных с определенным диагнозом, генерировали
ассоциации, присущие только данной группе и характерные только для нее. При этих условиях
определенные виды ассоциаций, устойчиво продуцируемых индивидуумом, помогали
классифицировать его как члена данной группы (например, звуковые ассоциации маниакального
больного). Наконец, в проводимых Юнгом исслед. комплексов индивидуальный или
индивидуализированный потенциал определенных словесных ассоциаций рассматривался как
свидетельство существования уникальной организации или констелляции мыслей, образов и чувств у
данного конкретного человека. Подобное понимание предвещает идиодинамическую ориентацию. При
объяснении ассоциаций идей может быть выбран любой из трех альтернативных подходов в
зависимости от того, что является целью исслед.
Таблица 1. Три типа объяснительных и прогностических норм
Номотетические (универсальные)
Функциональные принципы общей психологии признаются
валидными в общем и целом
Демографические (групповые)
Статистические обобщения, сделанные на основании
изучения конкретных культур или классов людей
Идиодинамические (индивидуальные)
Отличительные признаки, повторяющиеся в данной,
единственной и неповторимой совокупности событий
(идиоверсуме)
Данные 3 способа объяснения в настоящее время называются соответственно номотетическим,
демографическим и идиодинамическим, чтобы избежать вводящего в заблуждение количественного
акцента в более ранней терминологии. Это смешение количественной и качественной характеристик
явно просматривается в работах Гордона Олпорта, к-рый одобрял разработку типичных норм, но затем
ошибочно уравнял каждый тип с объемом изучаемой совокупности. Таким образом, он был склонен
смешивать идиодинамический подход с идиографическим.
Из рис.1 и табл.1 вытекает содержание рис. 2, на к-ром графически представлены параметры
идиоверсума. Науки, составляющие сопряженную композицию, которая представлена на рис.1, были
преобразованы в форму факторов, а идиоверсум концептуализирован в виде совокупности
эмпирических (experiential)
событий, представляющих данного конкретного чел. в данный момент
времени. На рис. 2 представлены 3 среды обитания человека (milieus)
две из них устойчивы во
времени, а третья носит более преходящий и изменчивый характер, отображая лишь воспринимаемую
личность (the phenomenal personality)
в данный момент. С одной стороны, органическая (и
генетическая) среда воздействует на идиоверсум биогенетическим путем, с другой
культурная (и
соц.) среда вносит в него свой вклад социогенетически, и оба этих относительно постоянных
передатчика воздействий частично перекрываются и объединяются в транзиторную матрицу
идиоверсума. Такая матрица непрерывно заполняется детерминантами из двух устойчивых сред,
которые генеративно преобразуются и обеспечивают продуцирование идиодинамических сигналов для
полного понимания того, что именно происходит с данным чел.. Пока это продолжается, такой
посредник или переносчик матрица идиоверсума
имеет первостепенное психол. значение, и ее
нормы дают возможность подготовленному наблюдателю понять конкретного чел., к-рый чувствует,
думает и действует.
|