центра и т. д., к-рые и образуют эссенциальный гештальт или конфигурацию круга. Два круга
независимо от количества составляющих их «элементов», их цвета или размера изоморфны просто
потому, что оба являются кругами (т. е. оба имеют одинаковую, круглую форму). Точно так же
изоморфны и два квадрата, даже если они образованы разными «элементами», по-разному окрашены
или освещены или отличаются своей площадью. Более того, хотя при переходе из одной тональности в
другую состав нот, характерный для данной мелодии, изменяется, их порядок в одной тональности
изоморфен их порядку в др. тональности, и мы слышим ту же, прежнюю мелодию; вариации на эту
музыкальную тему остаются изоморфными до тех пор, пока сама мелодия остается узнаваемой
(несмотря на то, что число нот в одной вариации может значительно превышать их число в другой).
Первое упоминание о мозговых процессах, изоморфных в гештальтистском смысле
перцептивным процессам, появляется в опубликованной в 1912 г. статье Макса Вертгеймера о
кажущемся движении, к-рая, как принято считать, положила начало школе гештальта. Это упоминание
касается процессов в головном мозге, предположительно соответствующих одной из разновидностей
фи-феномена, или восприятию движения при фактическом отсутствии движения физ. раздражителя.
Представим себе, к примеру, две короткие вертикальные линии, x и у, длиной примерно по дюйму,
расстояние между к-рыми равно тоже примерно 1 дюйму. Если испытуемому предъявить на неск.
секунд линию x, затем убрать ее и букв. через долю секунды предъявить линию у,
ему может
показаться, что он видел не две разные линии, предъявленные последовательно, а одну линию, к-рая
переместилась с одного места на другое (с места х на место y). Продолжив эту процедуру т. о., что
спустя очень короткий промежуток времени после исчезновения линии х вновь предъявить линию у, а
затем быстро снова заменить ее линией х
и
т. д., поддерживая на приемлемом уровне соотношение
между расстоянием, разделяющим две линии, и межстимульным интервалом, испытуемому будет
казаться, что он видит одну линию, непрерывно перемещающуюся взад-вперед. Если межстимульный
интервал слишком велик, испытуемый воспринимает две стационарные линии, расположенные на
расстоянии друг от друга и предъявляемые ему поочередно; если межстимульный интервал слишком
короток (или если в какой-то момент предъявляются сразу две линии), испытуемый воспринимает две
стационарные линии, предъявляемые в двух разных местах.
Что происходит в головном мозге при условии (как в выше описанном эксперименте), что
испытуемый видит единственную перемещающуюся линию? Как утверждал Вертгеймер, фактически
любая теория отношения между разумом и мозгом признает, что при этом должно иметь место
возбуждение определенных участков зрительной коры: один очаг возбуждения соответствует линии х, а
другой, по соседству, линии у. Однако дальнейшие рассуждения Вертгеймера расходятся со всеми
др. теориями отношения разума и мозга: при восприятии движения линий между участком мозга,
соответствующим линии x, и прилегающим к нему участком мозга, соответствующим линии у, должно
происходить что-то вроде короткого замыкания; это короткое замыкание является мозговым процессом,
изоморфным субъективному опыту (experience)
одной перемещающейся линии. Гештальт-качества
процесса, протекающего в мозге, должны каким-то образом соответствовать гештальт-качествам
видения одной перемещающейся линии, а не двух отдельных, неподвижно закрепленных линий.
Вертгеймер лишь заложил теорет. основы концепции, к-рая впоследствии была детально
разработана его коллегами гештальт-психологами Куртом Коффкой и Вольфгангом К¸лером (в ходе
широких исслед. поведения животных и экспериментов в области восприятия). Исходя из данной
теории, К¸лер и его коллеги сделали неск. довольно неожиданных предсказаний и сумели
экспериментально их подтвердить. Целая монография была посвящена тому, что К¸лер и Ганс Валлах
называли фигуративными послеэффектами, т. е. совокупности воспринимаемых искажений фигур,
порождаемых предшествующим длительным рассматриванием других фигур.
Предположим, к примеру, что воспринимаемое расстояние между двумя точками в зрительном
поле, x и у,
изоморфно электрическому сопротивлению между их соотв. локализациями в зрительной
коре
X и Y. Если это сопротивление повышается, то мозговые процессы X и Y функционально
удаляются друг от друга, и воспринимаемое расстояние между соотв. точками в зрительном поле, х и у,
должно увеличиться. Если функциональное расстояние (т. е. электрическое сопротивление) между
двумя мозговыми процессами X и Y становится меньше, то воспринимаемое расстояние между их
данными в опыте (experienced)
изоморфными эквивалентами точками х и у
должно тж
уменьшиться.
Теперь представим себе, что мы нашли способ изменять электрическое сопротивление между
двумя точками зрительной коры. Результатом такого изменения должно стать и соотв. изменение
изоморфного зрительного опыта. Известно, что любой процесс возбуждения, продолжающийся какое-то
|