требуется изначальное понимание потребностей работника. Такое понимание является необходимым
для развития философии управления, рассматривающей работников, включ. средний и низший уровни
менеджмента, как участников в достижении корпоративных целей, к-рые надеются и рассчитывают на
возможности карьерного и личностного роста в результате выполнения порученной им работы; оно
необходимо тж для планирования дальнейшего развития орг-ции. В целях формирования у работников
аттитюдов удовлетворенности трудом и материального благополучия, а тж уверенности в честном и
справедливом к ним отношении, необходима информ. об их деятельности, видах работ и выполнении, а
тж о планах и результатах работы компании. Важными мотиваторами для работников являются
возможности выражать свои идеи и участвовать в решениях, связанных с их деятельностью и видами
работ.
Профессионально разработанные, конфиденциальные опросники для измерения аттитюдов,
охватывающие такие важные области, как конфликты и неопределенность в ролях и процедурах,
справедливость отношений, уровень ответственности в работе, характер руководства, возможности для
роста и продвижения, сотрудничество, теплые и товарищеские отношения на работе и мн. др.
релевантные факторы, могут обеспечить столь необходимую информ. и, в то же время, открыть прямой
и надежный канал коммуникации от каждого работника к высшему руководству. Путем открытого
оповещения о полученных результатах и принятия надлежащих мер по исправлению очевидных
ошибочных действий, руководство может показать, что оно прислушивается к своим работникам и
кровно заинтересовано в них как в своих партнерах. Несмотря на то, что полный цикл может во мн.
случаях потребовать неск. лет напряженной работы, результаты, к к-рым приводит ориентированная на
человека философия, могут оказаться в высшей степени оправдывающими затраты.
См. также Аттитюды, Оценка труда работника для установления заработной платы
С. Б. Селлс
Изучение потребителей (consumer research)
Определение
И. п. это систематическое изучение разнообразных сторон поведения чел., имеющего
отношение к приобретению и использованию дешевых товаров и услуг. Акцент на продукте включает
исслед. эффективности рекламы, характеристик продуктов и методов обеспечения сбыта. Акцент на
потребителе включает исслед. аттитюдов, восприятий и предпочтений, а тж глубокое изучение
разнообразных групп. влияний на процессы принятия решений индивидуальным потребителем. Эта
область тж изучает потребителя как гражданина и как центральную фигуру в решении проблем соц. /
окружающей среды. Разнообразие и масштабы деятельности превращают И. п. в чрезвычайно широкую
междисциплинарную область. Она интегрирует теорет. концепции и исследовательские подходы из соц.
психологии, социологии и экономики. Яркая прикладная ориентация придает ей черты заметного
родового сходства с инженерией, медициной и правом.
С одной стороны, область И. п. столь же стара, как история самого человечества, а с др. ее
возраст не превышает неск. десятилетий. Ее древняя история восходит к самым истокам зарождения
рекламы, а молодость связана с моментом обретения формальной независимости и самостоятельного
профессионального статуса.
В 1920-х гг. И. п. фокусировалось главным образом на процессе двусторонней коммуникации:
сборе информ. от потребителей с целью разраб. более эффективных рекламных обращений. Неск.
позднее внимание потребительским аттитюдам и мнениям стало уделяться до разраб. продукта.
Неуклонное усиление этого фокуса на потребителе ознаменовалось появлением на свет нового
самостоятельного члена рекламного семейства психологии потребителя, получившей свой
официальный статус в 1960 г., когда в составе Американской психологической ассоциации было
образовано отделение психологии потребителя.
Наиболее заметным изменением, произошедшим с обретением официальной независимости,
стало то, что взгляд на потребителя в его исключительно покупательской роли сместился в сторону
более глобального взгляда на него. Отчетливой иллюстрацией этой ситуации служит подход к
поведению потребителей с позиции принятия решений. Считается, что покупка является лишь одной из
стадий покупательского процесса; этот подход отводит важную роль анализу предшествующих и
последующих событий.
Смещение фокуса в сторону потребителя сопровождалось заметным усилением внимания к
мыслям, чувствам и планам потребителя. Вопрос о том, чего хочет потребитель, стал важным шагом в
|