ассоц. (АРА). Аккредитация Совета соц. работы (Council of Social Work Accreditation)
соответствует
аккредитации АРА. Качество докторских программ сильно варьирует от «фабрики дипломов» (где
обучающемуся нужно только выписать чек и ему по почте пришлют диплом) до серьезных
экспериментов по инновационному обучению (когда соискателям предлагают получить степень на
законных основаниях, но из-за несоответствия тем или иным требованиям эти программы формально не
утверждены). Нек-рые программы альтернативны, т. к. они автономны, т. е. не включены в состав
кафедр и факультетов аккредитованных ун-тов и «держатся особняком»). Иногда они аккредитованы
АРА, иногда признаны лишь на уровне штата или на региональном уровне.
Др. группы учеб. заведений называют себя альтернативными, поскольку не предполагают
постоянного пребывания в них обучающихся. Соискатели пишут курсовые работы дома, общаясь со
своими научными руководителями по телефону, по обычной или электронной почте (пользователи к-
рой часто высказывают убеждение, что совр. компьютерные технологии значительно сокращают
необходимость использования зданий и сооружений). Они посещают краткосрочные очные семинары
неск. раз в году и могут выполнять свои семейные и профессиональные обязанности, параллельно
работая над докторской диссертацией. Нек-рые из этих учеб. заведений предоставляют возможность
клинической практики, др. же ориентированы на теорет. и исследовательскую деятельность.
Наконец, докторские программы м. б. альтернативными в плане их теорет. ориентации.
Большинство докторских программ по психологии имеют когнитивно-бихевиористскую,
психоаналитически-психодинамическую или эклектическую ориентацию. Др. ориентированы на
гуманистическую, экзистенционально-феноменологическую, трансперсональную или кросс-
культурную психологию. Есть и такие, к-рые требуют от соискателей активного участия в
политической и соц. жизни, а нек-рые имеют религиозную ориентацию или же отражают
мировоззрение их учредителей. На магистерском уровне существует еще больший выбор
альтернативных программ с разнообразной направленностью.
Соискатели, выбирающие альтернативные программы получения докторской степени, должны
четко определить свои намерения и профессиональные требования. Если они собираются приобрести
лицензию на занятие психотерапией в своем штате, имеет смысл учиться в том учеб. заведении, к-рое
признано по крайней мере на уровне штата. Если же они намереваются покинуть штат, то
предпочтительней выбрать программу с региональной аккредитацией. Более того, гос. кредитование
предоставляется лишь соискателям, участвующим в программах, утвержденных в регионе. Еще
больший спектр возможностей обеспечивает программа получения докторской степени с аккредитацией
АРА (выпускникам нек-рых альтернативных программ отказывают во включении в Национальный
регистр работников здравоохранения, предоставляющих психол. услуги [National Register of Health
Service Providers in Psychology]),
а в отдельных штатах лица, получившие докторскую степень по
завершении нерезидентных программ, не допускаются к экзаменам на получение лицензии. Для нек-
рых докторская степень не средство для профессионального продвижения, а символ завершения их
трудовой жизни; такие люди часто предпочитают писать докторскую диссертацию в
неаккредитованном учеб. заведении, к-рое нет необходимости посещать постоянно и где предъявляются
минимальные требования к учеб. курсам. Нек-рые соискатели выбирают А. д. п. в др. странах; но если
они намерены получить степень и работать по этой специальности в США, то следует учитывать тж
проблему соответствия.
Неск. учеб. заведений, предоставляющих альтернативные программы, образовали Консорциум
диверсифицированных программ по психологии (Consortium for Diversified Psychology Programs). Этот
консорциум составил архив жалоб на АРА за попытки исключить альтернативные программы в
психологии и дает выпускникам своих программ юридические советы относительно того, как добиться
допуска к экзаменам на получение лицензии штага. Национальная психол, консультативная ассоц.
(National Psychology Advisory Association)
состоит из студентов и бывших питомцев учеб. заведений с
альтернативными программами. Эти диалектические противоречия между разнообразием и
конформизмом, между ценностями и принципами общепризнанных и альтернативных программ,
характерные для послевузовского образования по психологии, отражаются в нынешней борьбе между
различными образовательными учреждениями, и то, как завершится эта борьба, бесспорно, скажется на
будущем американской психологии.
См. также Клиническая психология: подготовка специалистов в аспирантуре, Последипломная
подготовка в области психологии
С. Криппнер
|