ситуации от человека и каковы его собственные ценности, и при этом обладать свободой выбора
поступать опираясь либо на первое, либо на второе, либо на то и другое вместе. В то время как
индивидуальность и автономия являются важными аспектами нормального психол. развития и
здоровья, этого нельзя сказать об И.
Основываясь на теорет. работах Мортона Дойча, Дэвида Джонсона и Роджера Джонсона, И.
можно определить как такой образ мыслей и поведения, при к-ром человек действует так, как если бы
его собственные усилия и достижения целей были никак не связаны с усилиями других, направленными
на достижение целей, и совершенно не зависели от них.
Существует достаточное количество исслед., посвященных сравнительным эффектам И.,
сотрудничества и соперничества. И. в сравнении с сотрудничеством оказывается чаще связанным с а)
более низкими ожиданиями симпатии, принятия, поддержки и помощи со стороны других; б) меньшей
заинтересованностью в получении информ. от других и использованием ее для собственной выгоды; в)
более низкой и менее устойчивой внутренней мотивацией и мотивацией достижения, и большей
ориентацией на внешние вознаграждения; г) меньшим эмоциональным компонентом при достижении
собственных целей; д) более низкими достижениями; е) более низкой способностью применять
когнитивные и более примитивные процессы для выводов о собственней ценности; ж) меньшим психол.
здоровьем, что выражается в сравнительно чаще встречающейся психол. патологии, делинквентности,
эмоциональной незрелости, недостаточной соц. приспособленности, самоотчуждении, самоотвержении,
недостатке соц. соучастия, базовом недоверии к др. людям, пессимизме и неспособности разрешать
конфликты между самовосприятием и негативной информ. о себе и з) меньшим расположением и
симпатией к другим и более негативными межличностными отношениями.
Если данные эмпирических исслед. рисуют не слишком благоприятную картину в отношении И.,
литература в области личности и клинической психологии оказывается еще менее благоприятной.
Эффективная социализация неразрывно связана с осознанием того, что никто не может достичь своих
жизненных целей в одиночку; человек нуждается в помощи и ресурсах др. людей. Психол. здоровье
требует понимания и осознания того, что собственные цели и цели других, собственные усилия и
усилия других, и собственный успех и успех мн. др. людей все это оказывается взаимосвязанным и
взаимозависимым. Люди с высоким уровнем И. не обладают таким осознанием. В результате И. часто
влечет за собой а) переживание чувства отчуждения, одиночества, изоляции, неполноценности,
бесполезности, депрессии и крушения надежд; б) аттитюды, отражающие низкую самооценку,
акцентирование сиюминутных удовольствий и убеждение человека в том, что никто не позаботится о
нем, кроме него самого; в) отношения, характеризующиеся импульсивностью, фрагментарностью,
непостоянством и нечувствительностью к своим собственным потребностям и потребностям других.
См. также Потребность в аффилиации, Избегающая личность, Сотрудничество/соперничество,
Независимые личности, Социальная изоляция
Д. Джонсон, Р. Джонсон
Индивидуальное образование (individual education)
И. о. это система общего образования, осн. на гуманистической теории личности А. Адлера,
но созвучная и др. теориям Третьей силы, таким как теории К. Роджерса, А. Эллиса, А. Маслоу и Д.
Бюдженталя.
И. о. опирается на ряд специфических гипотез. Во-первых, дети отличаются честолюбивыми
устремлениями и инициативностью и будут стараться научиться как можно большему и как можно
быстрее, если они видят для себя смысл в изучаемом предмете и получают возможность искать свои
пути в усвоении этого предмета. Во-вторых, дети испытывают потребность в принадлежности и в
соответствии; школьные трения вызваны либо первичной неспособностью ребенка адаптироваться к
условиям любой школы, либо неспособностью конкретной школы функционировать в соответствии с
базовой психологией детей. В-третьих, целью школы является не столько насаждение сравнительно
тривиальных трех «R»: чтения (reading), письма (riting) и арифметики (rithmetic), сколько более важных
четырех «R»: ответственности (Responsibility), уважения (Respect), изобретательности (Resourcefulness)
и отзывчивости (Responsiveness) (соц. интереса).
В школе И. о. есть только 3 правила: а) не делать того, что может быть опасным для тебя самого
или других либо нанести ущерб собственности; б) всегда находиться под присмотром старшего или на
пути из одного контролируемого места в другое и в) немедленно и молча покидать класс, если на тебя
указывает учитель. Последнее является единственным приказом, к-рый может отдавать учитель.
|