Navigation bar
  Print document Start Previous page
 377 of 1766 
Next page End  

возникновения ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.
Психоаналитическая теория
В то время как теория реалистического группового конфликта находит истоки дифференциации
«ингруппа —аутгруппа» в процессах на уровне группы, психоаналитически ориентированные
исследователи выводят такие пристрастия и предубеждения из потребностей и мотивов индивидуумов.
Вероятно, наиболее обширная трактовка этого предмета в психоан. теории представлена в труде
«Исследование авторитарной личности» (The authoritarian personality)
Т. В. Адорно, Эльзы Френкель-
Брюнсвик, Даниэла Дж. Левинсона и Р. Невитт Сэнфорда. Согласно теории, лежащей в основе понятия
авторитаризма, генерализованные чувства неприязни и недоверия к «аутгруппам», — напр.
предубеждения против расовых и религиозных меньшинств — вытекают из проекции подавленных
враждебных чувств, имеющих своим источником ранний детский опыт воздействия родительской
власти. С этой т. зр., умаление достоинств «аутгрупп» в сравнении с «ингруппами» выполняет функцию
сохранения индивидуального Эго или поддержания самооценки.
Теория категоризации
Мн. теоретики в своих объяснениях ингрупповых/аутгрупповых пристрастий исходили из общих
когнитивных процессов, посредством к-рых люди структурируют, упрощают и осмысляют свое физ. и
соц. окружение. С этой т. зр., межгрупповые восприятия опираются на те же самые процессы классиф. и
категоризации, к-рые используются в восприятии физ. объектов. Одним из перцептивных феноменов,
связанных с категориальной дифференциацией, является эффект уподобления — противопоставления
(assimilation contrast): существует отчетливая тенденция к подчеркиванию различий между
отдельными категориями и сходств внутри категорий по конкретному измерению. При экстраполяции
этого феномена на соц. дифференциацию подразумевается, что члены одной соц. группы будут
рассматриваться как в большей степени похожие друг на друга и в большей степени отличающиеся от
членов др. группы, нежели в действительности. Однако общая тенденция к ингрупповым
предубеждениям оказывается более избирательной, чем это можно было бы прогнозировать на основе
одной только категоризации. Подчеркивание различий в пользу конкретной «ингруппы» легче всего
возникает у групп, занимающих более высокую позицию по оцениваемому измерению, однако
конвергенция или устранение воспринимаемых различий чаще обнаруживается у групп, занимающих
более низкую позицию.
Теория социальной идентичности
Эта теория, сочетающая в себе осн. черты теории категоризации с нек-рыми аспектами теорий
мотивации, была разработана Генри Таджфелом и Джоном Т¸рнером. В рамках этой теории,
перцептивные эффекты категориальной дифференциации связываются с постулированным
побуждением к «положительной Я-идентичности» и соц. сравнением. Предполагается, что соц.
идентичность индивидуума является высокодифференцированной, осн. на его членстве в целом ряде
значимых соц. категорий. Когда конкретное категориальное отличие становится высокорелевантным
или выступает на передний план, индивидуум реагирует на этот аспект соц. идентичности, действуя в
отношении других на основе учета их групповой принадлежности, а не личной идентичности. На этом
уровне, мотивация к положительной Я-идентичности принимает форму желания отделить «ингруппу»
от «аутгруппы» в той степени, чтобы можно было провести благоприятные сравнения по измерениям,
релевантным сделанному разграничению. Соц. соперничество порождается групповой
дифференциацией. Различия между «ингруппой» и «аутгруппой» обеспечивают основу для
акцентирования соц. сравнений, к-рые благоприятствуют «ингруппе» в поддержании положительной Я-
идентичности.
См. также Потребность в аффилиации, Кросс-культурная психология, Этнические группы,
Групповая сплоченность
М. Б. Брюер
Индивидуализм (individualism)
В общеупотребительном смысле, И. определяется как стремление вести свою жизнь по
собственному усмотрению, не принимая в расчет других. И. следует отличать от индивидуальности
(individuality), к-рая есть сумма качеств, отделяющих одного человека от других. Индивидуализировать
(individualize)
значит относиться к человеку как отличающемуся от других, тогда как
индивидуировать (individuate) означает делать человека особенным, выделять его из ряда подобных. И.
тж отличается от автономии — способности понимать, что другие ожидают в любой конкретной
Hosted by uCoz