Navigation bar
  Print document Start Previous page
 382 of 1766 
Next page End  

выходных реакций. Поскольку техника оказывает необычайно сильное влияние на совр. жизнь, И. п.,
по-видимому, имеет важное значение. Ее развитие связано с развитием многоотраслевой области челов.
факторов (гигиены труда, эргономики). Мн. (если не все) американские инж. психологи называют себя
тж специалистами в области челов. факторов, а те из них, кто занимается решением прикладных задач,
— инженерами челов. факторов.
История
Возникновение И. п. принято относить к периоду II мировой войны, с ее важными
технологическими новшествами в боевой технике, авиации, подводном флоте и радиолокации. Все эти
новшества предъявляли к психомоторным навыкам и переработке информ. требования, превышающие,
как иногда казалось, челов. способности. Рез-том могли стать потерянные челов. жизни и проигранные
сражения. Создаваемая чел. техника должна была работать как следует с самого начала; традиционный
метод «проб и ошибок» в этой ситуации явно не годился. Оказавшись в столь жесткой ситуации,
военные орг-ции начали поощрять И. п. к выяснению того, какие операторы могли бы эффективно
работать на таком новом оборудовании: где они могли бы преуспеть, а где — потерпеть неудачу.
Проблемы заключались не только в конструкции дисплеев и ручках настройки, но и в допустимых
рабочих нагрузках на операторов, а тж в условиях, в к-рых они функционировали. Задачи должны были
выполняться в пределах установленных нормативов времени и с минимальной вероятностью ошибки.
Предыдущие лабораторные исслед. в области психофиз. и психомоторной деятельности не могли
предоставить достаточной информ. относительно того, что люди могут и не могут делать; исслед.
предстояло направить на специфические, более сложные сенсорные, перерабатывающие и
контролирующие действия, связанные с конкретными входными сигналами, поступающими от
технических устройств к операторам и выходными реакциями операторов по управлению этими
устройствами. Поскольку нек-рыми из этих новых технических чудес следовало управлять в высотных
и подводных условиях, опасных для людей, возникла необходимость выяснить, как на их деятельность
влияло увеличение или снижение атмосферного давления, увеличение или снижение ускорений, шума,
жары или холода и вибрации. Биолог. влияния этих условий изучались исследователями-медиками и
психофизиологами.
Включение в разраб. систем распространилось на др. комплексы «человек — машина», такие как
центры управления полетами и электростанции; движущей силой развития И. п., наряду с финансовыми
потерями, по-прежнему была цена жизни людей.
Военные продолжали активно поддерживать И. п. и после II мировой войны. Напр., Управление
морских исслед. (Office of Naval Research)
финансировало крупную исследовательскую программу,
возглавляемую Альфонсом Чапанисом в Университете Джона Гопкинса, тж как начавшуюся раньше
программу Нью-Йоркского ун-та и последующие программы во мн. др. унтах и научных центрах. При
непосредственном участии армии была организована Лаборатория проектирования техники с учетом
человеческого фактора (Human Engineering Laboratory), в к-рой трудились мн. инж. психологи.
Лаборатория авиакосмических медицинских исследований ВВС США (Air Force's Aerospace Medical
Research Laboratory) проводила обширные исслед. сама и оказывала поддержку аналогичным исслед. в
др. местах. Когда военно-воздушные силы начали требовать от своих подрядчиков приведения разраб.
ими систем и оборудования в соответствие с новыми требованиями технологии, учитывающей челов.
факторы, подрядчики сформировали в своих конструкторско-технологических подразделениях группы
по челов. факторам, в состав к-рых вошли инж. психологи. Первая такая группа была организована в
Хью Эйркрафт под руководством Александра Уильямса; этому примеру последовали др. крупнейшие
авиакосмические концерны: «Локхид», «Дуглас», «Макдоннелл» (ныне «Макдоннелл Дуглас»),
«Боинг», «Хонивелл». Военно-морской флот и армия США ввели аналогичные требования, к-рые
начали закрепляться в соотв. нормах и стандартах Министерства обороны. Нек-рые инж. психологи
занимались лабораторными исслед., др. — разраб. и приложениями, а третьи — тем и др.
И. п. на раннем этапе своего развития получила поддержку и в ряде промышленных орг-ций,
сначала в телефонных лабораториях фирмы «Белл», а затем в IBM и др. корпорациях. В последующие
годы объем исслед., разраб. и приложений невоенного назначения неуклонно возрастал, о чем
свидетельствовали количество и размер внутриведомственных групп по челов. факторам, а тж
консультирующих орг-ций в области челов. факторов, хотя зачастую было непросто разобраться, в
какой пропорции в них была представлена И. п. Эффективность изделия для пользователя как рез-тат
применения И. п. редко оказывалась в роли рекламного ключевого свойства товара в соревнованиях за
продажи, хотя могла бы стать таковым, если бы будущие покупатели больше знали об этой дисциплине.
Однако безопасность изделия действительно стала «двигателем», и инж. психологи все чаще и чаще
Hosted by uCoz