привлекались как свидетели-эксперты при рассмотрении судебных исков к производителю по поводу
низкого качества продукции.
В пору своего возникновения И. п. редко проникала на производственные предприятия.
Областью разраб. производственного оборудования давно завладели инженеры-технологи, в то время
как промышленные психологи специализировались на решении организационных и кадровых проблем.
Но в конечном сч¸те инж. психологи начали работать в области робототехники важной формы
автоматизации, все еще требующей участия чел. Они тж занялись изучением проблемы контроля
качества, поскольку челов. ошибка является важнейшим объектом И. п. и важным фактором
производительности.
Основные практические приложения
За стенами научных учреждений И. п. сконцентрировалась на нек-рых специфических аспектах
челов. деятельности как зависимых переменных и на разнообразных категориях оборудования, режимах
эксплуатации и системах как независимых переменных. Ее разраб. применимы к различным системам
«человекмашина». Преимущественно зависимыми (но все же не исключительно) переменными
являются: необходимое время и достигаемая точность при выполнении конкретных операций;
компоненты процесса обработки информ. человеком; принятие решений, контроль и бдительность;
поиск и обнаружение сигналов; аварийные ситуации; слуховая коммуникация; психомоторные навыки
и приобретение мастерства; ручное управление (слежение); считывание показателей приборов; стресс,
утомление и способность к различным видам рабочих нагрузок. Категории независимых переменных
включают: системы, автоматизацию, рабочие задачи, органы управления и контрольно-измерительные
приборы, способы отображения информ. (в т. ч. печатной), конструкцию оборудования и инструментов,
рабочую нагрузку (психол. и физ.), циклы работы и отдыха, последовательность операций, уход и
техническое обслуживание, информ. обратную связь, методы обучения, обучающие устройства и
условия внешней среды (освещение, блеск, шум, температура, вибрация, ускорение и атмосферное
давление). Совокупность «человекмашина» существует везде: в авиации (военной и гражданской), на
подводных лодках, космических аппаратах. С ней связаны тж: работа радаров, эхолокаторов, морских
подводных лабораторий; управление воздушным движением, скоростным транспортом;
автомобилестроение, городской транспорт, почтовая связь, жилищная среда, офисная среда, телефонная
и радиосвязь, атомные электростанции, горные разраб., интерактивные компьютеры, ракетные системы,
системы контроля и управления, здравоохранение и правоохранительная система.
Университеты
Мн. американские ун-ты имеют аспирантские программы и присваивают ученые степени по И.
п., а нек-рые (напр., Военно-воздушная академия США) обучают И. п. своих слушателей. Но их число
постепенно сокращается по неск. причинам: а) аспирантская подготовка в области челов. факторов, в т.
ч. по И. п., начала перемещаться на инж. факультеты, и прежде всего на факультеты орг-ции
производства; б) работодатели в большей степени испытывают потребность в подготовке специалистов
в области междисциплинарных приложений, нежели в области эксперим. исслед., хотя нек-рые
немногочисленные работодатели по-прежнему рассматривают исследовательскую подготовку в
качестве важного признака квалификации; в) на психол. факультетах ун-тов доминируют эксперим.
психологи, как правило, преуменьшающие роль инж. психологов на том основании, что их
исследования носят слишком приземленный характер, т. е. недостаточно связаны с теорией.
Б. ч. университетской И. п. пытается быть «фундаментальной» наукой т. е. абстрактной или
высоко обобщенной областью знания, тогда как нек-рая ее часть по-прежнему остается прикладной,
или непосредственно относящейся к процессам и продуктам совр. технологии. Приводятся серьезные
аргументы в пользу каждого из этих акцентов, Преимущественный научный интерес вызывают к себе
процессы обработки информ. человеком, изучение к-рых началось гл. обр. в рамках И. п. в США и
Великобритании в связи с решением технологических проблем. Однако процессы обработки информ.
тж стали важным объектом эксперим. психологии, к-рая рассматривает их как фактический синоним
познавательных процессов.
С распространением компьютеров И. п. начала заниматься исслед. языка как средства обработки
информ., однако тем же самым начала заниматься и эксперим. психология, по крайней мере, она
изучает процессы переработки информ., используя в качестве средства язык. Т. о., различия между той
и др. стали стираться; каждая использует чрезвычайно схожие входы и выходы, в отличие от того
времени, когда И. п. в основном концентрировалась на психомоторных навыках.
Методы
Осн. исследовательским методом как в университетской, так и в не университетской И. п.
|