Management: A journal)
утверждает, что нагота может способствовать работе групп тренинга
сензитивности. Лэнди использовал смешанные по полу группы терапии обнаженных в тренинговых
программах Корпуса Мира и «Корпуса рабочих мест».
Терапия креативной агрессией. Терапия креативной агрессией, предложенная Джорджем
Бахом, фокусируется на всех формах и проявлениях челов. агрессии. Согласно теории Баха, зримая,
ощущаемая и выражаемая агрессия это всего лишь естественно проявляющаяся энергия,
генерируемая в организме. Бах и Голдберг утверждают тж, что агрессия выражается частным образом в
сексуальных и интимных отношениях, а публично в рабочих и соц. ситуациях. Иногда она
выражается по отношению к об-ву в целом.
Данная терапия отвергает представление о том, что агрессия это прежде всего механизм
защиты от психол. факторов стресса и неразрешенных бессознательных факторов мотивации. Этот
метод видоизменяет открытые и скрытые агрессивные чувства, аттитюды и действия путем прямого
переучивания. Осн. методом является «система честного боя» («the fair fight system»), предлагающая
техники ритуалов и упражнений «борьбы за изменение», с тем чтобы пары могли научиться
канализировать свою индивидуальную агрессию в направлении конструктивных отношений.
Танцевальная терапия. Все наблюдаемое поведение человека состоит из телодвижений.
Телодвижение как выражение эмоций уходит корнями в доисторический период. В древние времена
телодвижения использовались в религиозных обрядах для выражения восхваления, переходов и мук.
Шаманы танцевали с целью изгнания злых духов. Со временем эти церемониальные танцы
ритуализировались, утверждая индивидуальную идентичность и общность, и до настоящего времени
продолжают служить этим целям.
Рождение совр. танца и начало танцевальной терапии связывают с периодом, когда Айседора
Дункан, стиль к-рой основывался на выражении внутренних чувств, появилась экспрессивная и босая
на зап. сцене. Танцтерапевты исходят из того, что тело является хранилищем памяти довербального
материала, к-рый становится доступным индивидууму благодаря движению, не будучи сначала
профильтрованным через речь. И. Д. Алперсон указывает, что «преимуществом телодвижений является
то, что они не требуют дефиниции перед выражением, как при вербализации». Индивидуум может
исследовать себя непосредственно, находясь в состоянии постоянного изменения. В ходе этого
динамического состояния возникают новые пути самовосприятия и, следовательно, поведения.
Инсайты, возникающие благодаря опыту движения, затем обрабатываются вербально. Нет
принципиальной разницы между танцевальной и двигательной терапией с музыкой и без нее: обе
являются холистическими.
Танцтерапевты работают со всеми возрастными группами, диагностическими категориями
пациентов и физически недостаточными людьми и воздействуют движением и танцем на
эмоциональные, когнитивные и физ. расстройства.
Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движения глазных
яблок. Процедура десенсибилизации и коррекции переработки информ. с помощью движения глазных
яблок (EMDR)
предложена для быстрой терапии тревоги и последствий перенесенных психотравм.
Шапиро (1989) заметила, что латеральные (саккадические) движения глазных яблок сопровождаются
снижением проявлений ПТСР, для к-рого характерны панические приступы, расстройства сна,
возвращение прошлых переживаний («флэшбэк») и навязчивые мысли.
После соотв. подготовки клиента, терапевт предлагает клиенту произвести серию ритмических
саккадических движений глазных яблок, вызывая при этом воспоминания о наиболее существенных
аспектах психотравмирующего переживания. Процедура обычно оказывает эффект всего за один сеанс.
Результаты включают: а) стойкое снижение тревоги, б) изменения когнитивной оценки воспоминаний,
в) прекращение появления «флэшбэк», навязчивых мыслей и нарушений сна. Утверждается, что эта
процедура не требует сопровождения методами систематической десенсибилизации и «наводнения».
Процедура Фельденкрайса. Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в
соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:
а) биолог. конституцией, б) воспитанием в специфической соц. среде и в) самовоспитанием,
независимым элементом соц. развития. Поскольку наследование физ. признаков от нас не зависит, а
воспитание в об-ве навязывается, самовоспитание это единственное, что находится в наших
собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они тж
являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в об-ве и межличностных
отношениях. Индивидуум формирует соц. маску, к-рую носит в течение всей жизни для демонстрации
успеха или неудачи. Идентификация с соц. маской может привести к утрате связи с собственными физ.
|