Navigation bar
  Print document Start Previous page
 390 of 1766 
Next page End  

используя системы соц. поддержки, доступные среднему представителю общества.
Вмешательства структурированы в рамках реабилитационной модели. Психически больные
люди с тяжелыми расстройствами побуждаются к тому, чтобы использовать в качестве модели соц.
поведения здоровых представителей об-ва, а не др. больных. Конечной целью для каждого больного
является получение максимально возможной соц. поддержки при пользовании обычными
коммунальными ресурсами.
Усилия по интеграции адресуются лицам, обычно не способным к жизни в об-ве вследствие
проявлений болезни и дезорганизации поведения. Им помогают развивать навыки, необходимые для
вхождения в нормальный мир. Они часто могут жить самостоятельно, иногда оказывают поддержку
друг другу и играют более полезную роль в об-ве. Болезни не излечиваются, но больные оказываются
на более высоком уровне функционирования.
См. также Дневные стационары, Дома на полпути, Реабилитация
В. Рейми
Интеллект животных (animal intelligence)
Представление о том, что разные виды животных различаются по уровню интеллекта, прочно
укрепилось в сознании людей. Многочисленные научно-популярные статьи и различные телевизионные
программы посвящены сравнению интеллектуального уровня котов и собак, коров и свиней, а тж др.
групп животных. Даже Аристотель пытался упорядочить биолог. виды на единой шкале интеллекта,
scala natura. Нек-рые склонны считать задачей сравнительной психологии всего лишь пополнение
совокупности подобных сравнений. Неявной предпосылкой такого подхода служит уверенность в том,
что существует некая унитарная черта, «интеллект», и одним видам она присуща в большей степени,
чем др. Хотя, по всей вероятности, такая т. зр. является довольно безосновательной.
История
На протяжении всей истории философии можно проследить т. зр., согласно к-рой в регуляцию
поведения людей и животных вовлечены принципиально различные процессы. Так, Р. Декарт писал, что
«после заблуждения атеизма, ничто не уводит слабые умы так далеко от истины, как идея о том, что ум
животных сходен с нашим». С приходом идей Ч. Дарвина возникло представление о непрерывности
(преемственности) умственных процессов. Дарвин, Романес и др. цитировали многочисленные истории,
в к-рых акцентировалось человекоподобное поведение животных. В ответ на такой подход К. Ллойд
Морган, Жак Леб и др. призывали к тщательному эксперим. анализу научения вместо опоры на
бездоказательные истории о животных.
На первых этапах изучения И. ж. выдающимся новатором стал Э. Л. Торндайк. Он писал, что
«постоянно теряются сотни собак, и никто этого даже не замечает, и тем более не публикует заметок об
этом в научных журналах. Но стоит только одному псу найти дорогу от Бруклина до Йонкерса, и этот
факт тотчас же становится муссируемым слухом». На протяжении своей короткой карьеры
сравнительного психолога Э. Л. Торндайк исследовал множество видов животных. Он пришел к
следующему заключению: «Формально краб, рыба, черепаха, собака, кошка, обезьяна и младенец
обладают очень сходным интеллектом и характером, к-рые представляют собой систему связей,
изменяющуюся согласно законам упражнения и эффекта». Хотя биолог. виды считали различающимися
как в отношении устанавливаемых связей, так и их способности делать это, подразумевался единый
процесс. Э. Л. Торндайк редко прибегал к простым сравнениям «интеллекта». Он считал, что одна из
функций сравнительной психологии — проследить эволюцию челов. интеллекта и «что ее выполнению
мало поможет тот факт, что собаки сообразительнее кошек, киты — тюленей, а лошади — коров».
Взгляды Э. Л. Торндайка способствовали сдерживанию исслед. эволюции интеллекта и
сосредоточению осн. усилий на изучении ограниченного числа видов. Тем не менее, было проделано
достаточное количество работ, что позволяет составить весьма резонное представление об И. ж.
Несомненно, что люди и человекообразные обезьяны по способности к научению не имеют себе равных
среди остальных животных. Тем не менее, простой метод расположения животных вдоль единой шкалы
так и не появился. Тж нет и никаких достоверных указаний на то, что процессы, лежащие в основе
научения чел., принципиально отличаются от тех, на к-рых базируется научение у остальных видов
животных.
Научение у беспозвоночных
В попытке продемонстрировать научение у таких одноклеточных организмов, как инфузория-
туфелька и амеба, выполнено множество работ. Были продемонстрированы изменения в выполнении
Hosted by uCoz