заданий, коррелирующие с упражнением и достаточно сходные с изменениями у многоклеточных
организмов. Однако ни в одном из случаев нельзя было наверняка утверждать, что имело место
ассоциативное научение. Одноклеточные организмы чувствительны к таким факторам, как рН
(концентрация ионов водорода), содержание сахара и углекислого газа в воде. Мн. из манипуляций,
использованные в опытах по научению, напр., пропускание электрического тока и снабжение пищей,
влияли на эти факторы. Т. о., не представляется возможным точно определить, произошло ли научение
или была изменена среда обитания.
Плоские черви (или планарии) представляют собой простейшие организмы с билатеральной
симметрией. Было получено достаточно твердое доказательство их способности к научению. Если
планарию, скользящую по поверхности воды, подвергнуть односекундному воздействию
электрического тока, она повернет свое тело или сожмет его. Если электрическому удару будет
предшествовать световой или вибрационный сигнал и это будет повторено много раз, то эти плоские
черви начинают реагировать на стимул до воздействия тока. Это простой пример выработки
классического условного рефлекса. При случайном предъявлении вибрационных и световых
раздражителей, из к-рых только один образовывал связь с ударом тока, исследователи доказывали, что
эти изменения реакции были связаны с подлинным научением. В работах по сравнительной психологии
было продемонстрировано научение у мн. видов беспозвоночных моллюсков, крабов, дождевых
червей и насекомых.
Количественное сравнение беспозвоночных
Пытаясь шкалировать способность к научению различных биолог. видов, исследователи
использовали множество заданий. Хотя было обнаружено, что нек-рые из них способны выполнять
представители одних видов, но не в состоянии представители др., составить шкалу интеллекта
оказалось делом непростым.
Простейший подход к изучению интеллекта лежит в использовании простейших задач. Можно
было бы сравнить скорость приобретения реакции при классическом и инструментальном научении у
различных животных. Можно тж было бы исследовать научение в лабиринтах и др. простые формы
научения дискриминации. К сожалению, подобные сравнительные исслед. не позволили построить
линейную шкалу интеллекта. Нек-рые виды с относительно сложно устроенным мозгом медленнее
выполняли определенные задания, чем животные с более примитивным мозгом.
Поиск задач для дифференциации биолог. видов привел к выводу о том, что необходимо
усложнить подлежащие различению стимулы или соотв. реакции. Наиболее широко изученной задачей
такого рода является задача на формирование установки на научение. Установки на научение обычно
требуют способности устанавливать различия между двумя объектами. Под один из них прячут пищу, и
задача животного состоит в том, чтобы просто выбрать объект, скрывающий приманку. Этому заданию
легко научаются животные мн. видов. Как только животное научается выполнять первое задание, ему
предлагают следующее, затем еще одно; можно научить устанавливать сотни различий. Мн. животные
при последовательных заданиях на различение действуют все лучше и лучше: они «научаются учиться»
или «демонстрируют установку на научение». Др. же животные научаются устанавливать последнее из
различий столь же медленно, как и в начале эксперимента. Крысы, белки и тупайи демонстрируют
весьма слабый прогресс, даже решив сотни задач, тогда как шимпанзе, гориллы и макаки-резусы
показывают быстрое улучшение рез-тов. Остальные приматы и хищники занимают промежуточное
положение. Эти рез-ты породили т. зр., согласно к-рой задачи формирования установки на научение
могут послужить средством шкалирования различных биолог. видов по уровню интеллекта. Одной из
проблем, с к-рой столкнулся данный подход, стало выполнение нек-рыми видами подобных заданий на
совершенно неожиданном для их нейроанатомии уровнях. Напр., голуби и африканские хорьки
демонстрируют тот же уровень прогресса, что и беличьи обезьяны. Майны и голубые сойки выполняют
эти задания со скоростью, сопоставимой с кошками, мармозетками и беличьими обезьянами, а вороны
показывают лишь минимальные улучшения.
При сравнении биолог. видов осн. трудностью использования задачи на формирование
установки на научение, равно как и мн. др. сложных задач, является то, что очень трудно, а зачастую и
вовсе невозможно, создать такие условия, к-рые не благоприятствовали бы представителям одних видов
и не затрудняли бы действия др. Прежде всего, встает проблема различий в сенсорной функции. Люди,
др. приматы и птицы в значительной степени полагаются на зрительную информ., тогда как животные
др. видов на остальные модальности. В задачах по формированию установки на научение,
придуманных людьми, обычно используются стимулы, легко дифференцируемые зрительно, поскольку
они различаются по размерам, форме, цвету и тому подобным характеристикам. Причина того, что
|