общий), а специфические факторы обозначались буквой s.
В конечном сч¸те Спирмен признал существование ограниченных групп тестов, имеющих между
собой нечто общее помимо g, что он интерпретировал как «групп. факторы». Три из этих факторов
были определены им как вербальные, зрительные и арифметические способности. Спирмен полагал, что
должен быть еще групп. фактор, ответственный за понимание психол. явлений у др. людей, но не
реализовал эту идею в исслед. Значительно позднее при помощи факторного анализа были
идентифицированы четыре таких широких способности.
Другие модели интеллекта
Последователи Спирмена были твердо убеждены в существовании g, но при этом выделили и
описали целый ряд групп. факторов различной широты или общности. Сирил Барт и Филин Вернон
предложили сходные иерархические модели с универсальной способностью на вершине, широкими
групп. факторами на втором уровне, более узкими факторами на третьем уровне и т. д.
Доказательства в пользу существования универсальной способности g
нельзя признать
бесспорными. При наличии g
все тесты интеллекта должны бы были положительно коррелировать
между собой. Если же обратиться к фактам, то из 48 000 коэффициентов корреляции между такими
тестами 17% оказываются ниже 0,10, а нек-рые равны нулю или даже отрицательны. Модель структуры
интеллекта SOI, разраб. Дж. П. Гилфордом, является наиболее детальной и всеобъемлющей. В ней
отражены 150 различных способностей, 105 из них уже обнаружены, причем иногда не по одному разу
и неск. независимыми исследователями. Существование др. факторов пока не доказано, но их
существование предсказывается исходя из природы модели SOI в силу ее систематического построения.
В своей простейшей форме модель представляет собой классиф. осн. способностей SOI по трем
пересекающимся измерениям: а) вид умственной операции или процесса (напр., память или суждение);
б) вид информ. содержания (напр., зрительное или вербальное); в) вид информ. продукта (напр., класс
или отношение).
Детерминанты интеллектуального статуса
Наследственность
Из всех проблем, когда-либо привлекавших внимание психологов и педагогов, пожалуй, ни одна
не вызывала таких жарких споров, как вопрос о том, в какой степени интеллектуальное развитие
индивидуума определяется наследуемыми генами и в какой факторами среды. Этот вопрос имеет
большое значение для соц. и политической жизни об-ва.
Исследователи этой проблемы обычно использовали меры статуса, к-рый чаще всего
определялся через IQ.
Эрленмейер Кимлинг и Джарвик составили сводку данных по многочисленным исслед.
сходства IQ в парах лиц с разной степенью сходства в уровне IQ и в домашней среде. Из этих данных
мы можем извлечь информ. о том, насколько похожими оказываются такие пары.
Для воспитывавшихся вместе идентичных близнецов индекс сходства равен 77%.
(рассматриваемый здесь индекс сходства представляет собой квадрат коэффициента корреляции и
показывает степень перекрытия двух сопоставляемых наборов признаков). Такой высокий показатель
обусловлен идентичностью наследственности и высокой степенью сходства окружения. Для
идентичных близнецов, воспитывавшихся порознь, индекс сходства в IQ
равен 56%. Разница между
двумя индексами составляет 21% и отражает различие в условиях среды. В целом, наследственность
имеет, по-видимому, гораздо большее значение, чем окружение. Однако влияние этих двух детерминант
не является полностью независимым. В какой-то мере они изменяются совместно, как в случае, когда
идентичные близнецы оказываются в сходных условиях проживания, или когда родитель и ребенок
имеют сходные возможности получить хорошее образование.
Вернон пришел к выводу, что мы можем отнести 60% детерминации статуса IQ на счет
наследственности, 30% на счет условий среды и 10% приписать сочетанному действию этих двух
факторов. Этот вывод верен в отношении естественного хода событий. При специальных
вмешательствах, исходящих, напр., из обогащенной среды, равновесие смещается в сторону средовой
детерминации.
Многомерный подход, рассматривающий специальные способности по отдельности, требует
более детальной информ. об эффектах наследственности. Вполне возможно, что одни способности
больше подвержены влиянию наследственности, а др. меньше.
Среда
Существует множество факторов окружающей среды, к-рые способствуют или препятствуют
индивидуальному развитию интеллекта.
|