Эффекты сенсорной депривации или обогащения среды изучались и на детях, и на детенышах
животных. В последнем случае депривация достигалась путем помещения подопытного животного с
первых дней жизни в камеру с ровными серыми стенами. Что касается детей, испытуемые подбирались
из числа слабовидящих или слабослышащих с рождения. Как у животных, так и у детей наблюдалось
замедленное развитие клеток головного мозга и плохое выполнение эксперим. заданий. Сенсорное
обогащение среды обеспечивалось за счет многообразия цветов, звуков и наличия различных объектов в
окружении испытуемого ребенка или подопытного животного. В рез-те дети и животные лучше
справлялись с психол. тестами. Даже низшие животные демонстрировали прогресс в поведении.
Жизнь в сиротском приюте тж является своего рода депривацией, так как дети испытывают
недостаток в персональном внимании и заботе, обычных в нормальных семьях. Как правило, такие дети
отличаются замедленным интеллектуальным развитием.
IQ коррелирует с нек-рыми особенностями родителей, к-рые предположительно влияют на
развитие ребенка. К сожалению, нек-рые из таких влияний тж связаны с IQ
родителей, т. е. содержат
вклад наследственности. Хэвигх¸рст и Бриз обнаружили, что различные тесты, имеющие отношение к
академическим способностям, сильнее коррелируют с уровнем образования родителей, чем тесты
неакадемических способностей.
Изучая влияние факторов окружающей среды на интеллект, важно учитывать объем и вид
образования, получаемого ребенком. В Англии у детей, живущих на баржах и посещавших в силу этого
всего 5% учебных занятий в школе, средний IQ был равен 70. Чем дольше дети жили в этих условиях,
тем больше снижался их IQ. В возрасте 4 лет их средний IQ
был равен 90, а к 12 годам упал до 60.
Сходные данные были получены и в США. Вернон привел рез-ты исслед., свидетельствующие о том,
что дети, не имевшие возможностей нормально учиться, демонстрировали заметный прирост IQ
после
появления таких возможностей. Как и следовало ожидать, при низком качестве образования сильнее
снижаются показатели вербальных тестов, чем невербальных.
В нек-рых исслед. изучался не столько объем, сколько вид образования и его влияние на уровень
выполнения различных тестов. Одно крупное исслед. провели Бройлер, Торндайк и Вулъярд. В начале и
конце учеб. года почти 13 000 уч-ся средних школ были предложены тесты. Между двумя сеансами
тестирования эти уч-ся выбирали для изучения различные предметы. Максимальный рост IQ
был
зафиксирован у уч-ся, к-рые занимались естественными науками, математикой и языками, а
минимальный у занимавшихся театральным искусством и домоводством.
Посещение детского сада часто сопровождается ростом IQ, хотя это не обязательно: все зависит
от программы работы с детьми в конкретном учреждении. То же самое можно сказать об эффектах
программ Head Start:
чем дольше ребенок участвует в таких программах, тем большие выгоды он
извлекает, правда, в том случае, когда они вообще есть. Наилучшие рез-ты достигаются при вовлечении
в программу матерей: заручившись согласием матери, можно обучить ее правильно заниматься с
ребенком. Как правило, в таких условиях IQ возрастает на 15 пунктов.
Среди факторов окружающей среды, оказывающих влияние на развитие интеллекта, следует
упомянуть физиолог. условия. Одни факторы действуют еще до рождения ребенка, др. во время
рождения, а третьи уже после рождения. Кровь матери одновременно является и кровью плода.
Соответственно, питание матери, принимаемые во время беременности лекарства, привычки, в т. ч.
курение и потребление алкоголя все это может повлиять на интеллект ребенка, как, впрочем, и
психич. состояние матери, напр. испытываемый ею стресс. Роды тж не всегда происходят гладко,
иногда вызывая повреждение структур головного мозга.
Половые различия
В какой мере интеллект связан с полом человека? Обычно такой вопрос задается именно в этой
общей формулировке, хотя более целесообразно вести речь о специальных способностях: при наличии
разнонаправленных тенденций по неск. тестам суммарный показатель может и не измениться.
Различия в IQ обнаруживаются то в пользу лиц мужского пола, то в пользу лиц женского пола, в
зависимости от возрастного уровня обследуемых и компонентов используемого теста. В Векслеровской
шкале интеллекта взрослых, напр., мужчины в среднем имеют преимущества по пяти тестам, женщины
по четырем, а два теста не позволяют выявить никаких различий. Общий показатель по тесту дает
незначительное преимущество мужчинам.
Различия в специальных способностях
В др. исслед. половых различий, использующих специальные тесты, половые различия тж
оказываются разнонаправленными. Что касается особенностей умственных операций, лица мужского
пола лучше показывают себя в тестах познавательных способностей, тогда как лица женского пола
|