Рольфинг. Предложенный биохимиком и физиологом Идой Рольф, рольфинг представляет
собой модель краткосрочной терапии, ориентированной на прямые манипуляции с соединительной
тканью и мускулатурой тела. Осн. целью является достижение структурных изменений в податливых
элементах тела. В процессе такой манипуляции может произойти эмоциональная разрядка, но осн.
элементом является физ. исправление. Рольфинг основан на концепции единства души и тела,
представляя собой, т. о., холистическую теорию. Рольф находилась под влиянием работ Вильгельма
Райха, предполагавшего, что броня характера и мышечная броня (character-muscular armoring)
блокируют перемещение жизненной энергии, вызывая боязливость, неуверенность в себе и
неспособность к свободному, спонтанному поведению.
Круглосуточная терапия. Предложенная Юджином Лэнди, круглосуточная терапия
ориентирована на пациентов, находящихся в экстремальных обстоятельствах, к-рые в противном случае
получали бы лечение в закрытых отделениях психиатрических стационаров. Задача заключается в том,
чтобы обеспечить за пределами закрытого стационара такие же условия наблюдения. При
круглосуточной терапии пациенты с саморазрушающим, непродуктивным, ауто- и аллоагрессивным
поведением находятся под полным контролем врача, как если бы они были госпитализированы. Врач
наблюдает такого больного в условиях реальной жизни и реального времени дома, на работе, в сфере
досуга, взаимодействующего с теми же людьми и решающего те же проблемы, с к-рыми он сталкивался
в жизни до того, как возникла необходимость в лечении. В такой обстановке больной получает
лечебную поддержку со стороны одного или неск. вспомогательных специалистов круглые сутки. Эти
помощники регулярно общаются с врачом и выполняют его инструкции, осн. на детальных почасовых
сообщениях, получаемых врачом от помощника (помощников). Как и в стационаре, врач осуществляет
полный контроль над больным и принимает все решения относительно его повседневного
функционирования с учетом естественных и прогнозируемых последствий в ситуациях реальной жизни
и реального времени. В то время как в обстановке закрытой палаты решения врача относительно
пациента ожидаемы и не подвергаются обсуждению, те же самые терапевтические решения при
круглосуточной терапии могут показаться человеку, незнакомому с лечебным процессом,
бесчувственными или негуманными. Нек-рые из таких решений касаются личных привычек, места
проживания, свободы перемещений, посещения знакомых, личной гигиены, питания, пользования
средствами транспорта и др. желаний. Врач позволяет пациенту принимать самостоятельные решения,
если они не противоречат целям, поставленным перед включением его в круглосуточную терапию. Врач
и больной встречаются так часто за день, как это необходимо для оценки возникших ситуаций и в
зависимости от того, как пациент справлялся или не справлялся с ними. Врач объясняет причины
возможного отказа пациенту в самостоятельных действиях в определенных ситуациях и коррекции или
прерывания линии его поведения. Иногда может потребоваться физ. вмешательство для
предупреждения регрессии пациента к старому, неуспешному и деструктивному поведению, к-рое
повлекло за собой лечение. Целью является помощь больному в личностном росте, делающем
возможным самостоятельное ответственное функционирование с осознанием последствий своих
действий. Проблемы пациента не могут остаться в стороне, поскольку врач и/или его ассистент(ы)
немедленно оказывают ему разумную помощь. Улучшения добиваются на месте ... все 24 часа в сутки.
См. также Поведенческая терапия, Модификация поведения, Когнитивные терапии,
Современные методы психотерапии, Новаторские психотерапии, Психотерапия
Ю. И. Лэнди
Альтернативные педагогические системы (alternative educational systems)
В 1960-е и 1970-е гг. А. п. с. и гуманистические формы обучения/учения привлекли к себе особое
внимание. Это была реакция против ограничений традиционного образования, к-рое сконцентрировано
на интеллектуальных аспектах учения и на овладении базовыми знаниями и умениями. Альтернативные
подходы обычно делали акцент на эмоциональной стороне процесса обучения/учения и уделяли
внимание, напр., чувствам, ценностям, интересам, убеждениям и жизненному опыту уч-ся. Но главная
цель альтернативных подходов интеграция познавательной и эмоциональной сферы, несмотря на то
что мн. из них, часто относимых к разряду «гуманистического образования», были сфокусированы на
процессе учения. Образование рассматривается здесь не как неусыпное «культивирование интеллекта»,
а как содействие конкретному ученику в становлении полноценной и целостной личности. Хотя
базовые знания и фактологический материал вовсе не игнорируются при гуманистическом подходе,
осн. акцент все же делается на заботе об ученике как личности. Существует предположение, что когда
|