ученик активно вовлечен в процесс открытия, то учение носит совершенно естественный характер.
В «Свободе учиться» (Freedom to learn) Карл Роджерс утверждал, что функция обучения обычно
слишком переоценивается. Обучение, рассматриваемое как передача знаний, не принимает во внимание
динамическую и изменчивую природу совр. об-ва. По мысли Роджерса, целью образования следует
скорее считать облегчение изменения и научения.
Одна из моделей А. п. с. описана А. С. Нейлом в его книге «Саммерхилл: радикальный подход к
воспитанию ребенка» (Summerhill: A radical approach to child rearing). Нейл очень ярко описывает
детей, к-рые приходят в его школу после репрессивных, авторитарных условий жизни. Нейла и
Роджерса объединяет их глубокая вера в способность индивидуума развиваться и учиться, если ему
дадут свободу делать это. Нейл считает, что если ребенку даровать истинную свободу, то он станет чел.,
способным управлять собой. Т. о., его педагогическая система основывается на убеждении, что дети
хотят узнать о жизни. Хотя подход Нейла к обучению был назван нек-рыми критиками экстремистским,
его методы все же привели к определенным рез-там. В его школе (где ученики проживали постоянно)
отсутствовали обязательные предметы и было очень мало правил (большинство из к-рых установили
сами дети), а ученики могли свободно следовать своим интересам.
Др. авторы тж выступали за альтернативные формы обучения, хотя их взгляды были не такими
крайними, как у Нейла. Книга Джорджа Леонарда «Обучение с восторгом» (Education and ecstasy)
раскрывает утверждение, что от обучения можно получать огромную радость. Леонард исходит из
предпосылки, что если бы детям было позволено реализовывать свойственное им стремление совершать
новые открытия, то и учеба и жизнь стали бы большим удовольствием, а не рутинной обязанностью,
каковой они часто являются. Он отмечал, что уже сейчас у людей существуют все базовые возможности
для превращения учебы в удовольствие, но определенные укоренившиеся представления о том, чем
должно быть обучение, не позволяют ему стать процессом, обогащающим личность.
Джон Холт в своей книге «Как учатся дети» (How children learn) явно стоит на той же позиции.
Детей не нужно заставлять учиться, они учатся сами, поскольку познание это и фундаментальная
челов. потребность, и удовольствие. Любопытство, страсть к исслед., стремление все потрогать руками,
разобраться, что как работает, в этом составная часть развития здорового ребенка. Соревнование,
угрозы и внешняя мотивация вовсе не обязательны для того, чтобы увлечь недисциплинированного уч-
ся. По мысли Холта, классная комната может стать тем местом, где дети осознают связь учебы с
действительностью. Холт считает, что подходы к обучению должны обеспечивать возможности для
детей реализовывать свои естественные интересы и что обучение должно включать гораздо больше, чем
заучивание фактического материала и овладение осн. навыками.
См. также Индивидуальное обучение, Метод Монтессори, Школы без неудачников,
Вальдорфская педагогика
Дж. Кори
Альтруизм (altruism)
На специальном языке эволюционных биологов альтруистическое поведение это такое
поведение одного организма, к-рое уменьшает шансы на выживание его самого или его потомства в
пользу др. особей того же вида. Нормативная интерпретация такого поведения состоит в том, что оно
полезно для генофонда популяции, защищаемого адаптивным поведением, но не для отдельной особи.
Поэтому альтруистическое поведение встречается тем чаще, чем выше общая наследственность;
близкие родственники демонстрируют больший альтруизм, чем дальние, а семьи более альтруистичны,
чем группы несемейного типа, и т. д. Рассматриваемый т. о. А. согласуется с теорией группового
отбора, утверждающей, что эволюция происходит на групповом, а не на индивидном уровне; группы, к-
рым присуще альтруистическое поведение, по сути, должны иметь больше шансов на выживание.
Сам термин А. был изобретен Огюстом Контом для объяснения интеграции соц.
элементов; А. в его понимании означает самоотверженную заботу о благе др. и не обязательно
сопровождается ущербом для самого альтруиста. А., подобно подражанию, внушению (суггестии) и
симпатии, использовался на начальном этапе становления социол. в качестве осн. объяснения соц.
поведения. Как и все эти термины, термин А. вышел из употребления после отказа от единого
объяснения об-ва; однако, вытесненное из социол., это слово со временем вошло в наш обыденный
язык.
А. стал отдельной темой эксперим. соц. психологии и изучается под общей рубрикой
просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления
|