Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 1766 
Next page End  

многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии.
Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения.
Особенно много усилий было потрачено на изучение двух типов действия чел.: помогающего поведения
и вмешательства случайных свидетелей. В каждой из этих областей исслед. должны точно определяться
условия проявления такого поведения: мы знаем, что люди помогают др. и вмешиваются в
чрезвычайные события в одних ситуациях и не делают этого в др., так что вопроса об поиске
универсалии здесь не возникает. В этом свете альтруистическое поведение может рассматриваться как
поведение обмена, как функция взаимоотношений — т. е. как зависящее от степени родства, знакомства
с ситуацией и наличия др. лиц, способных на соотв. поведение.
См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение, Любовь
К. У. Бек
Альтруистическое самоубийство (altruistic suicide)
Социолог Эмиль Дюркгейм в своей классической работе «Самоубийство» определил А. с. как
такую форму самоуничтожения, при к-рой чел. обрывает свою жизнь, следуя интересам группы и ее
системе убеждений. Дюркгейм ссылался на его широкую распространенность в различных культурах,
характеризуя те из них, где А. с. оказывается типичным явлением, как «примитивные». «Поскольку
такие об-ва могут существовать лишь при отсутствии у индивидуума всяких личных интересов, —
писал он, — то необходимо, чтобы этот последний был воспитан в духе полного самоотречения и
самоотвержения».
Дюркгейм подразделял А. с. на 3 типа: обязательное А. с., термин, к-рый, по его мнению, лучше
было бы применять по отношению ко всем случаям А. с. в качестве критерия существующего
принуждения к такому способу ухода из жизни; факультативное А. с., когда чел. совершает
самоубийство во избежание общественного порицания; и чистое А. с., как в случае принесения себя в
жертву по мистическим мотивам. Все 3 типа А. с., по мнению Дюркгейма, имеют своим общим
источником недостаточную отделенность индивидуума от группы.
Он противопоставлял эту форму самоуничтожения аномичному самоубийству, при к-ром
индивидуум социально дезориентирован и страдает от недостатка регуляции со стороны об-ва, и
эгоистическому самоубийству, при к-ром индивидуум страдает от недостаточной интеграции с об-вом,
как это происходит с теми, кто стоит на крайне индивидуалистических позициях. В отличие от
Дюркгейма, рассматривавшего субъекта как чисто социологический феномен, в совр. исслед.
отмечается совместное влияние психол., культурных и политических переменных.
А. с. существовало на всем протяжении челов. истории начиная со времен античности. В
качестве примеров можно привести пилотов-камикадзе Второй мировой войны, акты самосожжений
монахов в знак протеста во Вьетнаме и смерти в результате голодовок заключенных-членов ИРА в
Северной Ирландии. Франко Форнери в работе «Психоанализ войны» (The psychoanalysis of war)
приводит смерти пилотов-камикадзе в качестве иллюстрации «параноидного развития скорби»
(«paranoid elaboration of mourning»),
при к-ром отрицание враждебных чувств к «родительским»
фигурам в сочетании с внешней угрожающей реальностью вызывает акты самоубийства и убийства.
Используя психодинамическую модель, можно интерпретировать действия этих пилотов как связанные
с «расщеплением» и «проекцией», в то время как смерти вьетнамских монахов можно рассматривать
как «депрессивные» по своей природе, с обращением ярости против интроецированного «плохого
объекта».
Джок Хирн в работе «Солдат и монах» (The soldier and the monk), посвященной исслед. двух
суицидальных азиатских популяций, выделяет культурные и философские факторы, включающие
обесценивание личности и традицию принесения себя в жертву у носителей определенных соц. ролей
— военных и религиозных деятелей. Это как раз те 2 группы, к-рые Фрейд в свой работе «Психология
масс и анализ Я» (Group psychology and the analysis of the ego) приводил в качестве примеров групповой
психологии, где нек-рое количество людей ставят на место своего идеала-Я один и тот же объект,
вследствие чего происходит (само)отождествление их Я.
Подверженные суицидальному риску группы культивируют представления о том, что члены, к-
рым предстоит совершить А. с., «уже мертвы». Герберт Хендин ссылается на такие представления в
своей работе «Самоубийство и Скандинавия» (Suicide and Scandinavia). Самоубийство избранных
представителей групп используют в качестве решающего политического оружия группы, находящиеся
на более ранних стадиях экономического развития и не имеющие др. средств борьбы со странами,
Hosted by uCoz