связь между исходом лечения и такими переменными, как сила эго, остается неясной. Моррис Парлофф
и его коллеги делают вывод о том, что большинство переменных, характеризующих терапевта
личность, психическое здоровье, опыт, пол, раса и социоэкономический статус, являются настолько
упрощенными и глобальными, что дают на выходе исслед. «предельную неопределенность». Наиболее
значимое обобщение, к-рое эти авторы сочли возможным сделать это то, что эмоциональные
проблемы терапевтов могут мешать эффективности лечения.
Перспективы исследования психотерапии
Помимо достаточно подтвержденного вывода о том, что психотер. в целом эффективна, можно
сказать, что «гора родила мышь» за сорок лет трудоемких исслед. более специфических вопросов.
Роджерс пишет, что психотер. находится в состоянии хаоса, «однако не бессмысленного хаоса, а океана
беспорядка, бурлящего жизнью, порождающего необходимые для нас новые идеи, подходы, процедуры
и теории с невероятной быстротой».
См. также Меры критерия, Групповая психотерапия, Изменения личности, Психотерапия,
Эффективные компоненты психотерапии, Эффективность психотерапии
Н. Дж. Раскин
Исследование расщепленного мозга (split-brain research)
Начало систематическим И. р. м. положили работы Роджера Сперри. Лабораторное животное
или пациент с «расщепленным мозгом» продукт перерезки главного связующего звена между двумя
полушариями головного мозга. Это связующее звено, состоящее из мн. миллионов нервных волокон,
наз. мозолистым телом (corpus callosum). Наблюдения за больными людьми и лабораторными
животными с разъединенными таким способом полушариями практически не выявили сколько-нибудь
заметных нарушений в функционировании мозга, однако эксперименты Сперри и др. показали, что
расщепленный мозг функционирует не вполне нормально. Напр., при перерезке мозолистого тела у
эксперим. животных было обнаружено, что информ., усвоенная благодаря функционированию одного
полушария мозга, не передавалась в др. полушарие. Последующие опыты с использованием задач на
зрительное и осязательное различение, а тж на моторное научение, подтвердили этот осн. результат.
Есть данные, указывающие на превосходство правого полушария над левым в том, что касается
пространственной, двигательной и др. невербальной активности. Накоплены тж доказательства в
поддержку вывода о том, что левое полушарие мозга большинства людей связано с числовыми,
аналитическими и лингвистическими операциями.
См. также Головной мозг, Латерализация головного мозга, Латеральное доминирование,
Нейропсихология, Психохирургия
Дж. Л. Андреасси
Исследование социального климата (social climate research)
В двух эксперим. исслед. «социального климата», проведенных Рональдом Липпиттом и
Ральфом Уайтом под руководством Курта Левина, взрослые руководители детских клубов
демонстрировали три различных способа поведения, получивших название автократического,
демократического и попустительского. Автократический стиль характеризуется высокой степенью
контроля лидера за группой при значительных ограничениях свободы ее членов или их участия в
принятии групп. решений. И демократический, и попустительский стили подразумевают низкую
степень контроля лидера за группой, однако демократический отличается от попустительского тем, что
лидер первого типа проявляет активность в стимуляции групп. обсуждений и принятии групп. решений,
тогда как при попустительском типе поведения лидер занимает пассивную позицию невмешательства,
ограничивая свое участие предоставлением ресурсов и демонстрацией дружеской поддержки.
Данные о типах лидерского поведения опирались на количественную оценку и
дифференцировали его на основе числа отдаваемых приказов, числа прерывающих команд типа
критических замечаний, числа направляющих советов, числа повышающих осведомленность
комментариев, степени стимуляции самостоятельности, формы похвалы и одобрения и числа
комментариев по поводу фактов.
Рез-ты влияния различных лидерских ролей в целом сводились к следующему.
1. Попустительство не то же самое, что демократия. В первом случае было выполнено меньше
работы, и она была худшего качества. При этом больше времени проводилось в шумных играх и
|