выражалось больше недовольства в отношении групп. встреч. В последующих интервью мальчики
выражали предпочтение своему демократическому лидеру в сравнении с их попустительским лидером.
2. Демократия м. б. эффективной. Качество работы в условиях подчинения автократии оказалось
неск. более высоким, однако оригинальность этой работы была выше в обстановке демократических
групп. В демократической обстановке тж отмечалась более сильная мотивация к работе, о чем
свидетельствовала последовательность поведения группы в тех эксперим. ситуациях, когда лидеры
покидали помещение.
3. Автократия может порождать открытую враждебность и агрессию. Сюда относятся
проявления агрессии в отношении «козлов отпущения». Члены двух автократических групп чаще
демонстрировали нацеленное на самоутверждение и недружелюбное межличностное поведение и чаще
претендовали на внимание к себе со стороны авторитарной фигуры. В них чаще проявлялось поведение,
направленное на поиск «козлов отпущения», и обнаруживался паттерн разрушения принадлежащего им
личного имущества и продуктов деятельности.
4. Автократия тж может порождать скрытое недовольство. Четыре члена покинули свои группы
и продолжали прогуливать собрания на протяжении периодов автократического управления клубом,
при к-рых не отмечалось открытого неповиновения. Девятнадцать из двадцати мальчиков оказали
предпочтение своему демократическому лидеру и выразили больше недовольства в отношении
автократии даже при том, что общая реакция этих двух групп проявлялась скорее в повиновении,
нежели в активном недовольстве.
5. В условиях автократии проявлялась большая зависимость и меньшая индивидуальность.
Наблюдатели регистрировали более «послушное» и более «зависимое» поведение. Содержание
разговоров характеризовалось меньшим разнообразием и преимущественно определялось
непосредственной ситуацией.
6. В условиях демократии чаще выражались групп. мнения и проявлялось больше дружелюбия.
В демократической группе сравнительно реже использовалось местоимение «я» и чаще местоимение
«мы». Стихийно возникавшие подгруппы были крупнее по своему составу и дольше существовали. В
демократической атмосфере чаще проявлялось дружелюбие и выражались групп. мнения наряду с
взаимной похвалой и дружескими шутками. В демократических группах члены демонстрировали
большую готовность делиться личным имуществом и помогать друг другу.
Многочисленные повторения этих экспериментов в условиях американской культуры привели к
сходным рез-там. Вероятно, наиболее обширные исслед. были повторены Мисуми и его коллегами в
Японии. В отношении обеих решаемых задач, группы с попустительским лидером продемонстрировали
наихудшие рез-ты, однако при демократическом и автократическом руководстве рез-ты зависели от
характера самой задачи. Рез-ты решения более интересной задачи оказались выше в условиях
демократии, рез-ты решения менее интересной задачи оказались выше в условиях автократии.
Обобщая рез-ты своих исслед. и их интерпретации, Уайт и Липпитт приходят к выводу о
наличии 6 базовых психол. условий, питающих и поддерживающих демократический соц. климат: а)
восприимчивость к влиянию др.; б) самопринятие и уверенность в себе при внесении предложений и
при выражении собственных потребностей; в) реалистичный взгляд на объективную природу задачи и
межличностные ситуации; г) свобода от диктуемых статусом условностей поведения; д) справедливость
в отношении равенства нрав и возможностей; е) благожелательность и наличие доброй воли в
аттитюдах и действиях по отношению к др.
См. также Групповая динамика, Стили лидерства, Групповая работа
Р. Липпитт
Исследования личности (personality research)
Основной интерес для И. л. составляет поведенческая вариативность, объясняемая влиянием
скорее внутренних, нежели ситуативных факторов. Чтобы называться аспектами личности, эти
внутренние факторы вообще-то должны быть ментальными (напр., убеждение во внутреннем или
внешнем локусе контроля), хотя они могут включать и соматический субстрат (напр., инстинкты по
Фрейду, состоящие из желаний и метаболической энергии). Узкая традиция в И. л. характеризовалась
сосредоточением усилий на изучении поведенческих проявлений отдельных, обособленных факторов
личности. В рамках холистической традиции внимание исслед. было сосредоточено на выявлении
конфигурации личностных факторов, образующих целостную личность.
Холистическая традиция всегда подпитывалась прикладными интересами клинической
|