оценить потенциал выздоровления больного и эффективность проведенной хирургической операции; г)
определить уровень кровоснабжения мозга при повышенном давления ликвора, а тж оценить
результаты назначаемых в этом случае терапевтических процедур; д) исследовать изменения в
мозговом кровотоке у людей, перенесших инсульт, и проследить динамику его нарушений в процессе
этой болезни; е) выявить факторы, влияющие на характеристики мозгового кровотока и
функционирование клеток мозга; ж) исследовать влияния на мозговой кровоток медикаментозных
средств и з) изучить патофизиологию различных заболеваний, таких как мигрень, припадки и тяжелые
расстройства памяти, при к-рых могут иметь место нарушения мозговой гемодинамики и
метаболических процессов. Подобно большинству неврологических диагностических исслед., И. м. к.
позволяют получить общую информ. о наличии отклонений от нормы, но не указывает на
специфические особенности вызывающего болезнь поражения.
При И. м. к. используется множество методик. Метод Кети Шмидта для определения общего
мозгового кровотока состоит в том, что пациент вдыхает смесь 15% закиси азота и воздуха в течение 10
мин, после чего у него берут анализ артериальной и венозной крови, чтобы определить степень очистки
мозговой ткани от этого газа. Еще один метод определения мозгового кровотока предполагает
использование ультразвукового доплеровского измерителя кровотока, к-рым непрерывно замеряют
кровоток в сонной артерии с целью количественной оценки объема мозгового коллатерального
кровообращения.
См. также Головной мозг, Повреждения головного мозга, Гипертония
Р. Т. Джубилато
Исследовательское поведение (exploratory behavior)
И. п. представляет собой совокупность поведенческих актов, функцией к-рых является
изменение отношений организма с окружающей средой путем введения дополнительной информ. в эту
систему. Хотя оно не имеет ясной биолог. функции, оно непосредственно влияет на ЦНС и косвенно
на физиолог. баланс организма. И. п. можно разделить на два вида: специфическое и широкое
(diversive).
Специфическая исследовательская активность возникает как ответная реакция в ситуации,
вызывающей сильное любопытство. Когда новый, сложный или неадекватный раздражитель или
событие порождают неопределенность, организм начинает испытывать любопытство состояние,
характеризующееся напряжением и дискомфортом. Организм реагирует на это пробудившееся или
напряженное состояние, исследуя специфический раздражитель или событие, породившие
любопытство, чтобы идентифицировать их и понять. Это поведение служит для получения новых
знаний и уменьшения напряжения.
Формы исслед. включают в себя перемещение всего тела или его отдельных частей,
исследовательские, наблюдательские и манипуляторные реакции, а тж гораздо более сложное
поведение расспрашивание, чтение и слушание. Все эти виды поведения принадлежат к семейству И.
п., т. к. запускающим сигналом для них являются неопределенность и любопытство, и все они служат
для получения информ. из специфического источника в окружающей среде.
Эпистемические реакции сходны с исследовательскими, за исключением того, что они являются
внутренними, а не внешними, и служат для получения информ. и уменьшения эпистемического
любопытства путем направленного размышления. Т. о., исслед. зарождается и происходит в
когнитивной, а не в перцептивной системе.
Широкое исслед. предпринимается в тех случаях, когда, в состояниях скуки или
ненаправленного любопытства, организм ищет стимуляцию.
Исследовательская активность может выражаться множеством др. способов, напр. в форме игры,
отдыха, художественного творчества и юмора. Т. о. большая часть поведения, не направленного на
удовлетворение биолог. нужд, сочетается с И. п. в его различных формах.
См. также Внутренняя мотивация, Игра
X. Дэй
Истерия (hysteria)
Термин И. использовался для описания паттернов дезадаптивного поведения различной степени
тяжести от типа расстройства личности (истерическое расстройство личности) до формы психоза
|