Рационально-эмотивная терапия
А. Эллис обнаружил у своих пациентов наличие таких иррациональных убеждений, как «я
должен быть совершенным» и «каждый должен любить меня». Эти убеждения сопутствуют
озабоченности пациента тем, как о нем думают окружающие его люди. Любое отклонение реальности
от этих убеждений пациент интерпретирует как ужасное событие. Поскольку реальность редко
соответствует иррациональным ожиданиям, развитие депрессии становится вероятным. Терапия
основывается на том, что пациента стимулируют к принятию более рациональных когниций путем
моделирования адекватных мыслей. Пациентов стимулируют к отслеживанию качества своих мыслей,
сознательной регистрации частоты их появления и воздействия на эмоции.
Когнитивная терапия
А. Бек описал, как люди могут стать депрессивными при использовании ими искаженного
мышления. Примеры такого мышления включают фиксацию скорее на неудаче, чем на успехе,
убеждение в том, что одна неудача означает тотальный провал, и др. когнитивные тенденции видения
себя в негативном свете. Терапия состоит в распознавании этих тенденций и выполнении домашних
заданий, предназначенных для получения успешного опыта. Больному демонстрируют примеры более
адаптивных, позитивных когниций, к-рые он использует на практике до тех пор, пока они не заменят
старый стиль мышления.
Тренинг самоинструктирования
Д. Мейхенбаум рассматривал когниций как самоинструкции, используемые при развитии
поведенческих навыков. Эти инструкции находились на уровне сознания в начале обучения
поведенческому паттерну. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания и поведение
совершается автоматически. Заучивание анормальных инструкций может вести к нежелательному
поведению. Если инструкции яв-ся ошибочными или неполными, пациент будет испытывать тревогу в
связи с возможностью неадекватного поведения. Терапия заключается в обучении путем моделирования
новым самоинструкциям. Пациент, опираясь на свое воображение, представляет себе использование
новой системы инструкций для новой системы поведения. Эта терапия использовалась гл. обр. с
агрессивными детьми и при экзаменационных фобиях.
Терапия методом скрытого моделирования
Дж. Котела исследовал способы обучения людей совладанию со стрессовыми, вызывающими
тревогу ситуациями, предлагая им мысленно репетировать требуемое поведение. Пациенты учатся
представлять себе, что случится в рез-те их поведения и какие действия они могут предпринять, чтобы
справиться с ситуацией. Больной тж использует техники релаксации; т. о., тревога и стресс не
препятствуют выполнению плана. Этот метод использовался в лечении фобий и неуверенности в себе.
Тренировка навыков копинга
Эта терапия, описанная М. Голдфридом, сходна со скрытым моделированием. Пациент
представляет себе стрессовую ситуацию, а затем совладание с тревогой. Однако при тренировке
навыков совладания (копинга) визуализация проводится в виде последовательности все более
устрашающих образов. Использование техники мышечной релаксации позволяет переносить более
высокий уровень тревоги на каждой последующей ступени. Т. о., тревога никогда не мешает пациенту
продолжить работу над совершенствованием совладающего поведения. Он может также практиковаться
в ролевом разыгрывании проблемной ситуации. Эта терапия использовалась в лечении фобии экзаменов
и при оказании помощи людям в совладании с собственной нерешительностью.
Тренинг контроля тревоги
Эта терапия, описанная Р. Суинном и Ф. Ричардсоном, имеет сходство с др. методами в том
отношении, что в ней используется мысленное представление событий, вызывающих тревогу. Врач
учит больного распознавать и использовать симптомы тревоги в качестве сигнала для использования
таких копинговых стратегий, как мышечная релаксация или мыслительные паттерны, ориентированные
на успех. В этой модели считается важным использование широкого спектра воображаемых ситуаций, с
тем чтобы лучше подготовить пациента к многообразию реальных жизненных проблем. Она обычно
используется с лицами, к-рые не могут успешно действовать в определенных ситуациях вследствие
чрезмерной тревоги.
Тренинг «прививка против стресса»
В рамках концепции этого метода, предложенного Д. Мейхенбаумом, страх и тревога считаются
следствием восприятия повышенного физиолог. возбуждения и провоцирующих тревогу мыслей.
Тренинг заключается в обучении мышечной релаксации и коррекции тревожных мыслей и чувств. Эти
техники репетируются мысленно, а затем используются в актуальной стрессовой ситуации, в к-рую
|