Navigation bar
  Print document Start Previous page
 465 of 1766 
Next page End  

больной вводится врачом (напр., неожиданный удар электрического тока). Стрессовая ситуация
позволяет пациенту развивать навыки использования релаксации и паттернов мышления, снижающих
тревогу. Интенсивность действия стрессоров тщательно контролируется, давая больному возможность
обрести уверенность в себе и не оказаться подавленным влиянием стрессора.
Терапия методами решения проблем
Эта разновидность терапии исходит из того, что разрешение жизненных проблем требует набора
когнитивных навыков, таких как способность подбирать адекватные средства решения для получения
ожидаемых рез-тов, находить альтернативные решения и правильно предвидеть рез-ты этих решений.
При отсутствии этих способностей могут возникать поведенческие и эмоциональные проблемы. В
рамках варианта поведенческой терапии методом решения проблем, разработанного Т. Дзуриллой и М.
Голдфридом, пациенты обучаются уточнению своих жизненных проблем, нахождению возможных
решений и использованию лучших из них. Пациенты сами регистрируют свой процесс сопоставления
средств решения и ожидаемых рез-тов и способность оценивать собственное поведение. Эта терапия
использовалась в лечении детей с нарушениями поведения и взрослых с дефицитом навыков решения
проблем.
М. Махони постулирует, что люди могут лучше адаптироваться к жизни, если они
систематически используют последовательность процедур для нахождения решения, примерно так, как
это делает ученый или инженер. Этими процедурами являются: а) спецификация проблем, б) сбор
информации, в) идентификация причин или ситуативных паттернов, г) анализ вариантов выбоpa, д)
сужение числа этих вариантов и их опробирование, е) сравнение рез-тов и ж) расширение и пересмотр
вариантов на основе полученных рез-тов.
Методология
Методология К.-п. т. предполагает идентификацию и коррекцию специфических когнитивных
процессов, детерминирующих эмоциональные и поведенческие проблемы. Акцент в терапии делается
на систематическую работу с целевыми когнициями, возникающими «здесь и сейчас», с
использованием принципов соц. научения (моделирование и репетиции) наряду с тренировкой
самонаблюдения и мышечной релаксации.
Когнитивная терапия депрессии
А. Бек описал свой подход к лечению депрессии в работе Cognitive therapy and emotional
disorders («Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства»). Депрессивные больные считают себя
неудачниками; терапия имеет целью дать им возможность почувствовать себя победителями. Вначале
терапевт выбирает нек-рые из проблем пациента — эмоциональных, мотивационных, когнитивных,
поведенческих или физиолог. Каждая проблема исследуется на трех уровнях: в аспекте анормального
поведения, такого как пассивность или соц. изоляция; в аспекте эмоциональных нарушений, таких как
тенденции к бегству, и в аспекте когниций безнадежности и поражения.
Пациентам сообщают, что включение в повседневную деятельность улучшит их самочувствие.
Терапевт и пациент вместе разраб. программу ежедневной активности. Поведение градуируется по
степени сложности, что мотивирует пациента выполнять последовательность заданий нарастающей
трудности, облегчая приближение к решению целевой проблемы. Если степень трудности нарастает
медленно, пациент проходит через серию успехов. Терапевт в виде обратной связи комментирует
успехи пациента, разрывая т. о. депрессивный порочный круг неудач и отрицательной самооценки.
С целью когнитивной переоценки пациент вместе с терапевтом рассматривает взаимосвязь
между депрессивными когнициями и симптомами. Пациент самостоятельно отслеживает мысли,
чувства и поведение, имевшие место до, во время и после проблемных ситуаций. С целью коррекции
когнитивных процессов терапевт предлагает ему формулировать альтернативные объяснения прошлого
опыта, демонстрируя существование других способов интерпретации событий помимо тех, к-рые
отрицательно отражаются на самооценке. Терапевт осторожно исследует закрытую систему
представлений больного, включающую негативистское отношение к себе и окружающему миру; он
выявляет причины появления таких представлений и противопоставляет им свидетельства,
подтверждающие более позитивные установки. Когнитивные репетиции состоят в том, что пациент
представляет себе последовательность событий, имеющих отношение к области проблем. Выявленные
при этом препятствия и конфликты подвергаются обсуждению; при их проработке используются
методики когнитивной переоценки и решения проблем.
Резюме
Важность мыслительных процессов как возможных причин эмоциональных и поведенческих
проблем издавна признавалась во всех психотер. подходах. Однако отношения между мышлением,
Hosted by uCoz